Алтайский государственный педагогический университет

» »

Алтайский государственный педагогический университет имеет большой опыт международного сотрудничества. Активно контакты с образовательными учреждениями и общественными организациями других стран выстраиваются с начала 1990-х гг.На международном уровне

Одно из ведущих направлений международного сотрудничества реализует исторический факультет АлтГПУ. В силу специфики области исследования ученые факультета ориентированы на участие и организацию международных конференций, реализацию международных грантов, выполнение международных проектов и публикации результатов исследований в иностранных периодических изданиях. Наиболее активными преподавателями являются В.С. Бойко, В.А. Бармин, Ю.Н. Цыряпкина, занимающиеся исследованием различных политических и экономических вопросов государств Азии.

Кафедра историко-культурного наследия и туризма развивает международное сотрудничество в области музеологии и туризма: в 2012 г. подписан межвузовский договор о сотрудничестве с Национальным университетом искусств Тайваня.

На международном уровне Зав. кафедрой О.Н. Труевцева возглавляет Комитет музеологии стран Азии и Тихоокеанского региона [ASPAC], в котором работают более 300 индивидуальных и коллективных членов из 38 стран мира.

Музееведы АлтГПУ сотрудничают с рядом стран Азии: Китай, Тайвань, Япония, Корея, Казахстан, Киргизия, Корея (Южная), Гонконг, Макао, Филиппины, Малайзия и пр.

В рамках программы работы Комитета музеологии (ИКОФОМ) за последние 10 лет были организованы 6 международных научно-практических конференций, 15 международных музеологических школ, например, X международная музеологическая школа была организована в Год России в Германии в г. Мюнхен: 1–7 апреля, 2012.

Большой опыт международного сотрудничества имеет Лингвистический институт академии. Его традиционными партнерами являются вузы США, Германии и Франции, а теперь еще и Китая.


 

ЕВРОПАНа международном уровне

Прочные международные связи существуют между кафедрой немецкого языка Лингвистического института и кафедрой языкознания Европейского университета Виадрина (г. Франкфурт-на-Одере). В рамках договора с 1993 г. осуществляется проект «Немецкие диалекты на Алтае» (участниками проекта являются д.ф.н., проф. Москалюк Л.И., д.и.н., проф. Малиновский Л.В., к.ф.н., доц. Трубавина Н.В., к.ф.н., доц. Москвина Т.Н., а также партнеры с германской стороны д-р П. Розенберг, проф. Х. Вайдт, преп. С. Дамус). Были организованы диалектологические экспедиции в немецкие сёла Алтайского края с целью сбора диалектологического материала для совместной научной работы, подготовлены статьи и выступления на конференциях по немецкой диалектологии в России и в Германии.

Немецкие партнёры проводили консультации по научной работе в рамках совместного исследования со студентами и аспирантами, находящимися на учебе в университете Виадрина по обмену. 

На международном уровне Преподаватели кафедры немецкого языка выступали с лекциями и участвовали в семинаре «Немецкое меньшинство в России» в г. Франкфурт-на-Одере во время прохождения стажировки (Европейский университет Виадрина, ФРГ). Преподаватели культурологического факультета Европейского университета Виадрина неоднократно проходили стажировки при лингвистическом институте АлтГПА.

В рамках проекта «Немецкие диалекты на Алтае» ежегодно осуществляется повышение квалификации преподавателей и обмен студентами.

В рамках сотрудничества региона Франш-Конте (Франция) и На международном уровнеАлтайского края в 2010 г. было подписано соглашение между академией и Университетом Франш-Конте (г. Безансон) о научном сотрудничестве, обмене студентами и преподавателями. За период сотрудничества ежегодно осуществляется обмен студентами (куратор с российской стороны Л.С. Раппопорт). В 2013-2014 году в академии проходят обучение студентки из Франции Лесли Стауд и Жюли Ноэ.

В 2011 году программу профессиональной переподготовки по направлению «Психология образования» закончил гражданин Франции Ламри Кристоф Хаким.


 

АМЕРИКА

Еще одним важным направлением в международной деятельности является сотрудничество с вузами США. Регулярно лингвистический институт приглашает языковых ассистентов из американских вузов-партнеров как носителей иностранного языка для работы со студентами.

С 1991 года кафедра английской филологии лингвистического института реализует программу сотрудничества с Университетом Северной Аризоны (г. Флэгстафф, Аризона, США). В рамках этой программы ежегодно осуществлялся обмен студентами и преподавателями; для студентов Университета Северной Аризоны проводится летняя школа, включающая практические занятия по русскому языку, лекции по истории и культуре России, обширную культурную программу с выездом в Горный Алтай и Новосибирск. Студенты академии выезжали на различные сроки
(от семестра до двух лет) в Университет Северной Аризоны для обучения.

Университет Северной Аризоны дважды получал правительственные гранты на осуществление программы академической обмена с академией, позволяющие включить большее число студентов и преподавателей в академическую мобильность. За все время сотрудничества обучение по русскому языку и культуре России прошли 32 студента Университета Северной Аризоны, и 54 студента академии повысили свой образовательный уровень в американском вузе. 

 

На международном уровне
На международном уровне
На международном уровне

 

Осенью 2012 г. состоялась рабочая командировка ректора АлтГПА И.Р. Лазаренко и директора ЛИИН Э.Е. Курлянда в США. Они обсудили возможности сотрудничества между АлтГПА и Хобарт и Вильям Смит колледжем (город Женева, США). Алтайский край интересен для американцев прежде всего с точки зрения изучения русского языка (в колледже есть студенты, изучающие русский) и педагогических наработок в подготовке учителей.

Между вузами выстраиваются взаимодействия в рамках академической мобильности.

В сентябре 2013 г. с ответным визитом в АлтГПА прибыли представители Хобарт и Вильям Смит колледжа. У этого вуза большое количество международных контактов, реализуется 67 программ по обмену студентами, однако по направлению «Русский язык и культура» – это первый опыт сотрудничества с вузами России в лице АлтГПУ. Первый обмен студентами успешно был реализован в 2014 г. Трое американских студентов на полгода стали студентами АлтГПУ, а Хобарт и Вильям Смит колледж встретил ребят из педуниверситета.

С 2015 года наш университет проводит ежегодную летнюю школу "Культура Сибири на Золотом Алтае", в которой принимают участие делегации из Хобарт и Вильям Смит колледжа. В течение месяца участники изучают русский язык, историю Алтайского края, знакомятся с нашей культурой и традициями. 

 

 

АЗИЯ 

 

На международном уровне
На международном уровне
На международном уровне

 

Впервые договор о сотрудничестве с Синьцзянским государственным университетом (г. Урумчи, Китай) был заключен в 1993 году. В рамках договора китайские студенты проходили обучение на курсах русского языка.

Также университет сотрудничал с лингвистической школой Вэн-Фан (Урумчи). В течение года китайские студенты изучали русский язык у себя на родине, на второй год они приезжали в университет для продолжения изучения русского в языковой среде. За все годы работы курсов более 300 студентов из Китая изучали русский язык в нашем вузе. После окончания наших курсов китайские граждане успешно работают у себя на родине в Китае в совместных российско-китайских компаниях, в туристическом бизнесе, в торговом бизнесе.

В качестве перспективы развития сотрудничества университетом рассматривается организация летних школ по интенсивному изучению русского языка как иностранного для китайских студентов, а также краткосрочных курсов повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного на базе филологического факультета академии.

В 2014 году АлтГПУ заключил договор о сотрудничестве с Муданьцзянским педагогическим университетом. Реализация академического обмена уже началась. Двое студентов нашего университета проходят семестровое обучение в Китае, а студент Муданьцзянского педагогического университета прибыл к нам на годовое обучение. Также в октябре 2015 года АлтГПУ посетили две делегации из Муданьцзянского педагогического университета и Щэньянского педагогического университета для принятия участия в молодежном российско-китайском фестивале культуры и спорта.

В 2009 г. с целью налаживания научных и образовательных контактов Алтайскую государственную педагогическую академию посетила делегация из Южной Кореи во главе с Намги Парк, Президентом Национального университета образования г. Кванчжу. Встреча с южнокорейскими коллегами завершилась подписанием договора о сотрудничестве.

В 2010 г. ответный визит совершила делегация АлтГПУ, посетив Национальный университет образования. В этом же году в АлтГПУ прибыла группа корейских студентов для прохождения обучения в течение месяца. Настоящие сибирские морозы, новая культура и традиции, занятия по английскому и русскому языкам, дружба с будущими педагогами из АлтГПУ и разнообразные творческие и спортивные мероприятия – вот только часть программы пребывания студентов из Республики Корея.

В период с сентября по декабрь пять российских студентов под руководством Т.П. Глуховой проходили стажировку в Национальном университете образования. В г. Кванчжу был проведен международный форум, посвященный вопросам управления образовательными системами, результаты которого были высоко оценены как в России, так и в Корее.

В 2012 г. началось сотрудничество академии с вузами Тайваня. Делегация АлтГПУ посетила Национальный университет искусств, во время поездки были согласованы условия взаимодействия и подписан договор о сотрудничестве.

В 2013 г. по приглашению монгольской стороны состоялся деловой визит в г. Улан-Батор делегации университета во главе с проректором по научной работе Н.А. Матвеевой.

В ходе визита состоялись встречи с представителями научной и образовательной элиты Монголии в Академии наук, Министерстве культуры, спорта и туризма, Фонде развития культуры и искусства, обществе «Знание», национальном музее истории Монголии.

Встреча с руководством Монгольского государственного университета образования показала взаимную заинтересованность сторон в сотрудничестве в области образовательной и академической мобильности преподавателей и студентов. Определены стратегические направления сотрудничества: изучение русского языка как иностранного, исследования в области исторического краеведения и регионоведения, сохранения историко-культурного наследия, подготовка специалистов по направлениям специальной и коррекционной педагогики.

С развитием казахского направления сотрудничества в международную деятельность включаются новые структурные подразделения университета.

 

 

Общая численность студентов, обучающихся в вузе по всем формам обучения и общая численность иностранных студентов (в единицах)

Наименования показателя

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Общая численность студентов

7667

7307

6988

6588

6758

6284

Общая численность иностранных студентов

18

19

33

39

68

82


Динамика численности иностранных студентов (в ед.)

На международном уровне
 
 
 

 

Общая численность иностранных студентов по формам обучения (в единицах)

Наименования показателя

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Численность студентов очной формы обучения

17

16

29

33

47

55

Численность студентов заочной формы обучения

1

2

3

6

21

26

Численность студентов очной-заочной (вечерней) формы обучения

0

1

1

1

0

1

 

Численность иностранных студентов, обучающихся в АлтГПА (по формам обучения)

На международном уровне

 

 

 

Численность иностранных студентов, обучающихся в АлтГПА

Наименование показателя

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Казахстан

18

17

32

34

47

66

Узбекистан

0

1

0

0

4

3

Туркменистан

0

0

1

3

10

8

Украина

0

0

0

0

7

3

Таджикистан

0

1

0

0

0

2

 

 

Удельный вес численности иностранных студентов из стран СНГ, завершивших освоение ООП ВПО, в общем выпуске студентов (приведенный контингент) (%)

Наименование показателя

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Общий выпуск студентов (приведенный контингент)(в единицах)

969,35

965,2

902,15

812,05

774,1

702,8

Общее количество выпуска иностранных студентов (в единицах)

1

1

1

1

3

5

Удельный вес численности иностранных студентов, завершивших освоение ООП ВПО, в общем выпуске студентов (приведенный контингент) (%)

0,103

0,103

0,11

0,123

0,387

0,711

 
 

Удельный вес численности выпуска иностранных студентов из стран СНГ в общем выпуске студентов (приведенный контингент) (%)

На международном уровне
 
 
 

 


Численность иностранных студентов, обучающихся в АлтГПА

На международном уровне
 
 

 
 

Удельный вес численности иностранных студентов из стран, обучающихся по ООП ВПО, в общем числе студентов (приведенный контингент) (%)

 

Наименование показателя

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Общая численность студентов (приведенный контингент)

4848,95

4516,7

4189,15

3952,2

3708,35

3471,8

Приведенный контингент иностранных студентов к очной форме обучения

17,1

16,45

29,35

33,75

49,1

57,85

Удельный вес численности иностранных студентов из стран, в общем числе студентов (приведенный контингент) (%)

0,2

0,36

0,7

0,85

1,32

1,66

 
 

Удельный вес численности иностранных студентов из стран СНГ, завершивших освоение ООП ВПО, в общем выпуске студентов (приведенный контингент) (%)

На международном уровне