Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск по сайту

Наш музей открывает новую рубрику: "Предметный мир народов Алтая в собрании Историко-краеведческого музея АлтГПУ"

Новости

Наш музей открывает новую рубрику: "Предметный мир народов Алтая в собрании Историко-краеведческого музея АлтГПУ"

История формирования собрания историко-краеведческого музея Алтайского государственного педагогического университета насчитывает почти семь десятилетий и непосредственно связана с активными полевыми исследованиями преподавателей и студентов исторического факультета. Именно материалы ежегодных археологических (с 1951 г.), историко-краеведческих (1976–1992 гг.) и историко-этнографических (с 1991 г.) экспедиций составляют основу наиболее крупных и научно значимых коллекций музея.

Одна из них – этнографическая коллекция – является крупнейшей в Алтайском крае и насчитывает около 900 предметов. Более 80 % экспонатов составляют экспедиционные сборы. Первые материалы по традиционной крестьянской культуре для будущего историко-краеведческого музея были собраны в 1976 г. в Третьяковском районе Алтайского края под руководством старшего преподавателя кафедры истории, канд. ист. наук А. Д. Сергеева.

Сбор вещественных материалов первоначально не являлся основной задачей полевых исследований, но следуя традициям краеведческого движения конца XIX – первой трети XX в. А. Д. Сергеев привлекал студентов к сбору остатков старины. Краеведческий азарт Алексея Дмитриевича и его отличное знание крестьянской культуры вдохновили начинающих исследователей на поиски и сборы «предметов стародавнего крестьянского быта». Заложенная А.Д. Сергеевым традиция переросла в комплексные научные историко-этнографические исследования преподавателей, аспирантов и студентов исторического факультета, проводимые с 1993 г. под руководством докт. ист. наук, проф. Т.К. Щегловой.

За эти годы исследованиями охвачены около 600 населенных пунктов в более чем 30 районах Алтайского края. Результатом работы становятся аудиозаписи бесед с представителями разных этносов; фотографии, фиксирующие культурный ландшафт изучаемого региона; предметы, характеризующие культурную специфику его населения.

Сегодня этнографическая коллекция Историко-краеведческого музея АлтГПУ отражает трудовые традиции, культуру и быт русских, немцев, мордвы, чувашей, украинцев, телеутов и других народов региона.

Встреча первая: НЕМЦЫ АЛТАЯ

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 г. в Алтайском крае немцы занимают второе по численности место после русских (50 701 чел.). Современное немецкое населения края – потомки крестьян-переселенцев конца XIX – начала XX в. и депортированных немцев Поволжья 1941–1942 гг. и других регионов СССР – проживают на территории Алтайского края как в районах компактного расселения (Немецкий национальный, Благовещенский, Кулундинский, Рубцовский, Славгородский, Табунский районы), так и дисперсно – практически во всех населенных пунктах региона.

Началом формирования коллекции по этнографии немцев Алтая в Историко-краеведческом музее АлтГПУ можно считать сборы участников историко-этнографических экспедиций 1998–2001 гг. в селах Немецкого национального района (более 40 ед.). Сегодня – это одна из активно пополняемых коллекций студентами, преподавателями и сотрудниками университета.

В собрании нашего музея представлены предметы интерьера, предметы религиозного, бытового и хозяйственного назначения немецкого населения, этнически окрашенные образцы декоративно-прикладного искусства.

Украшением экспозиции музея является детская люлька, привезённая из Немецкого национального района. Этнографам её передал житель села Кусак Генрих Дитрихович Вибе. Само село первоначально называлось Александркрон, как и материнская колония в Крыму и было основано меннонитами из Херсонской, Таврической губерний и из Крыма (из-под Севастополя).

Ещё полвека назад такие колыбели можно было встретить в каждом немецком доме. Правда, у разных групп немцев они выглядели по-разному. Например, волынские немцы, поселившиеся в Омской области, и меннониты из села Ананьевка Кулундинского района Алтайского края использовали подвесные люльки, похожие на подвешенные к потолку деревянные ящички или плетеные корзины. Немцы других локальных групп использовали напольные колыбели. Поволжские немцы называли их «Vige», украинские «Tenevei». Люлька, переданная Генрихом Дитриховичем, относится именно к такому типу. Конструктивно она представляет собой прямоугольный деревянный «ящик» с расширяющимися кверху сторонами, в боковых стенках которого сделаны прорези для рук. Ножки – это две изогнутые дуги-качалки. Чаще всего немцы использовали для окраски колыбели масляную краску, иногда их также украшали резьбой. Люлька, переданная музею АлтГПУ, выкрашена масляной краской коричневого цвета, боковины акцентированы чёрным.

Генрих Дитрихович рассказывал, что такие люльки мужчины чаще всего изготавливали самостоятельно, когда в молодой семье ожидали рождения первенца. Все дети, рождавшиеся в семье в дальнейшем, спали в ней же, и таким образом люлька передавалась внутри семьи от поколения к поколению. Новорожденный знакомился с колыбелью на третий день жизни и проводил в ней, по большей части, несколько месяцев. У немцев очень ценилось умение красиво застилать кровати, особенно детские колыбели и кроватки. Постельное бельё, предназначенное для малышей, украшали вышивкой и кружевом, что придавало убранству колыбели удивительное изящество.

Историко-краеведческий музей АлтГПУ планирует регулярно знакомить своих посетителей с разными предметами из своих собраний, которые иллюстрируют культуру народов Алтая. Следите за публикациями на сайте и узнавайте новое о материальном мире народов нашего региона.

185

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку