Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск по сайту

Подведены итоги конкурса социологических эссе «Никто не забыт и ничто не забыто». Поздравляем победителей!

Новости

Подведены итоги конкурса социологических эссе «Никто не забыт и ничто не забыто». Поздравляем победителей!

Объявленный в АлтГПУ по инициативе кафедры социологии, политологии и экономики конкурс социологических эссе «Никто не забыт и ничто не забыто», посвященный Году памяти и славы в РФ и 75-ой годовщине Великой Победы советского народа над фашистской Германией, завершился.

Всего на конкурс было представлено 87 работ. Комиссия в составе преподавателей кафедры социологии, политологии и экономики: к.филос. наук, доцента Абрамкиной С.Г., к.филос. наук, доцента Еньшиной Н.А., ст. преподавателя Рыжиковой Л.В. ознакомилась с работами конкурсантов, проанализировала их и пришла к выводу, что победителями конкурса стали:

Воробьев Александр (6724д) награждается Дипломом I степени;

Толстова Алена (6723д) – Дипломом II степени;

Тишкова Дарья (2611д) – Дипломом III степени.

В номинациях победителями стали:

«Дети войны» – Сухова Екатерина (3621д);

«Семейная историческая память» – Шугаева Алена (6742д);

«Патриотизм и гражданственность в исторической памяти молодежи» – Мартыненко Владислав (6623д).

В большинстве работ студентов прослеживается общая позиция, которую можно выразить, опираясь на следующее известное высказывание: «народ, который не помнит своего прошлого, не имеет будущего».

Участники конкурса, обращаясь к описанию памятных сражений, подвигов советских воинов и тружеников тыла в Великой Отечественной войне, подчеркивали значимость сохранения исторической памяти о свершениях нашего народа. «Каждый год страна объединяется, чтобы вспомнить тех героев, которые отдали свои жизни за наше мирное существование», – пишет в своей работе Одноконная Виктория.

Совершенно справедливо с позиции будущего учителя истории Мартыненко Владислав рассуждает: «Да, сейчас каждый человек, прошедший школьную программу знает, что такое Великая Отечественная война. …Но каждый ли сможет проникнуться событиями тех ужасных лет. Вспомнит ли он, что за подвиг совершил Николай Францевич Гастелло, падая в горящих обломках самолета на землю. Представит ли, что чувствовала Зоя Космодемьянская, умирая от пыток, облитая водой в морозную ночь. Проникнется ли человек тем, в каких условиях находились жители блокадного Ленинграда, из чего лепили свой единственный источник пропитания – Блокадный хлеб? Назовет ли он имя той девочки, что по очереди хоронила своих родных, погибавших от голода один за другим, и все же после своего чудесного спасения умерла от всего пережитого. К счастью, это все есть в нашей истории и в нашей памяти. И чтобы сохранять эту историю, чтобы совершенствовать духовные национальные ценности, необходимо знать, помнить и чтить каждое событие Великой Отечественной войны».

Взгляд на проблему сохранения исторической памяти молодежи поднимает в своем эссе Руппель Иван. Он пишет о том, что о ветеранах Великой Отечественной войны надо вспоминать не только в день празднования Победы. «Для меня, который каждое лето участвует в этнографических экспедициях исторического факультета и поэтому часто общающийся с ветеранами фронта и тыла, всегда заметно, как они удивляются, что о них вспомнили в июле, а не в мае. И от этого становится больно. Как по мне, то именно эти люди не должны быть забыты. А не забыть события помогут книги, фильмы и уроки истории».

Патриотические чувства прослеживаются в работе студента Воробьева Александра: «Россия – Родина моя, я горжусь тем, что я – русский, что здесь мои корни, что я своей жизнью прикасаюсь, становлюсь частью нашей Российской истории и памяти моего народа, моей нации. Как человек XXI века, я признаю равенство всех народов и наций в мировой истории человечества, все из них имеют право на достойную жизнь и уважение, но, всё-таки, мы, русские – удивительная нация. Уникальный менталитет: такую силу духа, душевную стойкость, свободолюбие, никогда и ничем не сломленную огромную любовь к своей Родине, способность к самопожертвованию и стойкости, коллективизм, вы не найдёте ни у одного народа! Даже в периоды самых сильных испытаний русский народ нельзя было поставить на колени!»

Представленные эссе содержат размышления о связи поколений, о необходимости беречь и сохранять все, что завещано нашими предками. Так, Бакаева Мирослава подчеркивает, что «помнить о Великой Отечественной войне – это наш гражданский долг. Из поколения в поколение мы должны передавать историю своего края, своей семьи». В этой связи, важно обратить внимание на размышления Барсуковой Татьяны, Шугаевой Алены о необходимости сохранения семейных ценностей, о том, чтобы молодые люди усвоили уроки прошлого и берегли память о том наследии, которое нам оставили стоявшие на страже нашего будущего: «Не могу представить, чтобы современная молодежь смогла пережить эти события. Настолько ли мы сильны духом, как наши прадедушки и прабабушки? По результатам социологического исследования, опубликованным в журнале «Молодой ученый», молодежь, отвечая на вопрос «Укажите, пожалуйста, дату начала Второй мировой войны?», почти 64% респондентов отвечают неправильно. Что уж говорить о знании знаковых сражений или углубления в детали. Статистика печальна. С каждым годом процент фактической составляющей знания молодежи о Великой Отечественной войне падает. Однако, на удивление празднование Дня победы 9 мая ежегодно посещает всё больше и больше молодежи. Большое количество акций таких как «Бессмертный полк», волонтерская помощь ветеранам и т.д. всё больше привлекают к участию людей от мала до велика. А значит, как мне кажется, память об этой войне будет храниться, и передаваться из поколения в поколение и дальше».

О дороге памяти, по которой «нога в ногу, мокрыми от сырости ботинками и туфлями, горожане шагают по проезжей части. Сегодня пасмурно, временами – дождь, как часто бывает в этот день. Дорога – на несколько часов стала чем-то большим, чем место для транспорта. Сейчас она – путь, посвященный памяти тех, кого не стало, но кто навеки жив в наших сердцах». Так описывает свои ощущения от участия в шествии Бессмертного полка Тишкова Дарья – студентка ИПиП. «Капли опускаются к лицам, запечатленным на фотографиях. Кто они – все эти люди?»

Заслуживает уважения оценка, данная в эссе студенткой Исторического факультета Толстовой Аленой, которая поднимает вопрос о фальсификации данных о Великой Отечественной войне: «Многие историки, современники и потомки ставили под сомнение ожесточённость борьбы в сражении 16 ноября 1941, количественное соотношение враждующих сторон (не все верили, что танков было 50, как было представлено в газетах). А также под сомнение попала и сама героическая смерть всех 28 советских солдат, которая со временем стала обрастать новыми фактами о выживших бойцах и дальнейшей их судьбе. Всё это вызывало резонанс в умах народа. Стали изменяться и подделываться данные и статистика. Священный подвиг 28 панфиловцев подвергся фальсификации. Проблема фальсификации была актуальна, актуальна сейчас и будет актуальна всегда. Но мы должны знать и помнить своих героев, не смотря на то, выгодно ли это кому-то или нет. …В 1967 году в деревне Нелидово, расположенной в 1,5 км от разъезда Дубосеково, был открыт Музей героев-панфиловцев. В 1975 году на месте боя воздвигнут мемориальный ансамбль из гранита «Подвигу 28», состоящий из шести монументальных фигур, олицетворяющих воинов шести национальностей, сражавшихся в рядах 28 панфиловцев. Их лица обращены в сторону, откуда шли фашистские танки, а за спинами бойцов – Москва…».

Она проанализировала историческую и современную литературу, документы и в заключение пишет: «В моей семье принято чтить и помнить подвиг наших потомков, прививать патриотическое чувство подрастающим поколению. Научить их «помнить», а не вспоминать по праздникам имена тех, кто лёг на поле боя ради нашего будущего. Проблема фальсификации была актуальна, актуальна сейчас и будет актуальна всегда. Но мы должны знать и помнить своих героев, не смотря на то, выгодно ли это кому-то или нет».

Многие студенты написали о своих родственниках – прабабушках, прадедушках, которые или воевали, или трудились в годы. Юрченко Анна пишет: «Мой герой – Дрепин Петр Николаевич, это мой прадед, от которого, к сожалению, у нас осталась только память, что он был, воевал и дошел до победного конца. Моя бабушка, родилась спустя 9 месяцев с начала войны. И никогда не видела своего отца! Но она помнит и знает, что он герой! В свои 4 года, она ждала его, своего героя. Но отец так и не вернулся. Спустя только 13 лет, семья получила письмо, о том, что найдена его могила. Он погиб, подорвавшись на мине, когда счастливый бежал по полю. Он знал, что войны больше нет. Больно даже представить: он был самым счастливым человеком на земле, потому, что закончилась война. Он думал только о том, как он приедет домой и увидит свою дочь. Но одно мгновение решило все».

Знание истории, краеведения, гордости за свою малую Родину мы находим в изложении Фаевой Татьяны. «Мой район, где я родилась и выросла, не стал исключением и по зову Родины тысячи молодых ребят и мужчин отправились защищать нашу страну от врага. Ельцовская земля взрастила 5 будущих Героев Советского Союза, которыми гордится моя малая Родина». И далее студентка с большой любовью перечисляет имена и заслуги своих земляков.

Особую тему поднимает в своей работе Сухова Екатерина. «Дети и война – два несовместимых понятия. Война ломает и калечит судьбы детей. Но дети жили и работали наряду со взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу. Трудно представить, каково было им, с какими испытаниями пришлось столкнуться и трудностями. Ведь до войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки, как мы. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. А тяжело представить потому, что наше поколение понятия не имело, как это голодать и трудиться, как взрослые. Во время войны не было ничего из того, что сейчас есть у нас. Люди довольствовались малым. Для меня они – герои Войны. Все трудности легли на их хрупкие плечи».

В разных работах, но примерно одинаковыми словами студенты отмечают, что 9 мая – это праздник, но праздник со слезами на глазах и чем старше становишься, тем печальнее лицо в этот день. Тем больше осознаешь, сколько жизней положено за свободу твоего поколения. Сколько невинных душ – солдат и гражданских людей отважно сражались в борьбе за идею, за народ, за Родину…

В целом конкурс показал, что такая форма внеучебной работы со студенчеством достаточно продуктивна, имеет четкую направленность на гражданско-патриотическое воспитание молодежи. Активизация исторической памяти молодежи, особенно студентов педвуза о Великой Отечественной войне будет способствовать формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей. Именно эти задачи заложены в основу государственной программы РФ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020гг».


186

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку