Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск по сайту

Историко-краеведческий музей АлтГПУ продолжает знакомить с предметным миром народов, населяющих Алтай. Второй цикл лекций посвящен русской культуре

Новости

Историко-краеведческий музей АлтГПУ продолжает знакомить с предметным миром народов, населяющих Алтай. Второй цикл лекций посвящен русской культуре

Историко-краеведческий музей АлтГПУ продолжает знакомить с предметным миром народов, населяющих Алтайский край. Вы уже познакомились с предметами немецкой культуры из собрания музея. Второй цикл лекций посвящен самой многочисленной группе. 

Встреча вторая: Русские старожилы и переселенцы Алтая

Русские – основное население Алтайского края. Современное русское населения края – преимущественно потомки выходцев из различных регионов Европейской части России, осваивавших эти земли на протяжении XVIII – начала XX вв. Приходя на Алтай переселенцы приносили свой говор, костюм, традиции питания, семейные и праздничные традиции, фольклор. Каждое русское село со временем приобретало свой особый облик, включавший принесенные, смешавшиеся и измененные культурные традиции проживавших в нем групп русских. Вплоть до настоящего времени можно увидеть, услышать и почувствовать этнографическую специфику многих алтайских сел. Этому учатся студенты исторического факультета в ежегодных экспедициях, беседуя с жителями и изучая предметы материальной культуры.

Много лет полевые исследования проводились в районах первоначального заселения Алтая (Третьяковский, Алтайский, Смоленский, Чарышский, Солонешенский, Тогульский и др.), где проживают потомки русских старожилов-старообрядцев, казаков и переселенцев. Благодаря этому в Историко-краеведческом музее АлтГПУ сложилось очень интересное и значимое в научном отношении собрание по этнографии различных групп русских Алтая.

Гордостью музея можно назвать коллекции традиционных орудий обработки технических культур (льна и конопли), прядения и ткачества, домашней утвари конца XIX – начала XX в., изделий декоративно-прикладного искусства русских крестьян Алтая.

Знакомство с культурой русских мы начнем с предметов домашней утвари, без которой невозможно представить себе крестьянский дом. Утварь — это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня и т.п. Сама по себе крестьянская традиционная утварь была однотипной на всей территории расселения русских, именно поэтому в музеях разных регионов России можно встретить похожие по внешнему виду предметы. Местная специфика проявлялась в их названиях, изготовлении и использовании.

ЛАГУН.

Сегодня в постоянной экспозиции музея можно увидеть большой деревянный (из кедра) сосуд бондарной работы – лагун, подаренный участникам историко-этнографической экспедиции 2003 г. жителем села Новиково Бийского района Павлом Борисовичем Неудахиным.

Лагуны – дорожная утварь. Их использовали для воды, кваса, пива и других напитков, которые брали с собой в дорогу: на далекие покосы, в лес на заготовку дров, в соседний город на ярмарку. Вода из лагуна не выплескивалась, ее удобно было разливать по кружкам, чашкам, благодаря его конструкции. Лагун имел несъемную крышку, в которой было прорезано два отверстия: большое квадратное и маленькое круглое. Жидкость в лагун наливали через широкое верхнее отверстие, после чего его плотно закрывали крышкой в виде толстого деревянного бруска. Выливали напитки из лагуна через маленькое отверстие.

В ходе беседы Павел Борисович рассказал очень много интересного о мастерах, занимавшихся в селе деревообработкой, катанием валенок, шорным делом в 1930-1950-е гг. Одним из них был столяр и бондарь Григорий Ильич Чернышов (около 1908 г.р.). Именно он изготовил в 1930-е гг. лагун, хранящийся сегодня в нашей коллекции. Знание собеседником имени мастера нас удивило, поскольку в начале 2000-х гг. записать истории полученных для музея предметов удавалось далеко не всегда. Однако настоящее потрясение мы испытали тогда, когда Павел Борисович вылил из лагуна квас, чтобы передать предмет в музей.

В коллекции нашего музея лагун с такой долгой историей «жизни» единственный. Большей частью подобные сосуды перестали использовать гораздо раньше, когда в продаже появились металлические бидоны и фляги, и в ходе экспедиций мы обнаруживали их в кладовой, на чердаке, хранившимися «на всякий случай».


220

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку