Алтайский государственный педагогический университет

» » » К 60-летию ФИЯ-ЛИИН

В 2002 году мой родной факультет иностранных языков, которому я отдала 30 с лишним своих лучших лет, будет праздновать свой золотой юбилей. 50 – е – это пора зрелости, расцвета творческих, созидательных сил педагогического коллектива, возросших интеллектуальных и материальных возможностей для подготовки квалифицированных специалистов по иностранным языкам для школ нашего края.

К 60-летию ФИЯ-ЛИИНКак же все начиналось? К сожалению, сейчас я осталась единственной из тех преподавателей, кто стоял у колыбели английского отделения с первых дней организации факультета. В Барнаульском государственном педагогическом институте я стала работать с 1950 года. Поэтому становление и развитие нашего отделения проходило у меня на глазах и при моем участии.

Представьте себе самое начало 50-х годов. Совсем недавно закончилась тяжелейшая Великая Отечественная война. Еще очень сильно сказывались огромные материальные трудности, острый недостаток квалифицированных кадров для всех отраслей хозяйства, особенно для народного образования. На Алтае было очень мало квалифицированных специалистов по иностранным языкам. Во многих школах иностранные языки не преподавались, большинство учителей не имели специального высшего образования. На преподавательскую работу направлялась молодежь сразу после окончания средней школы. Выпускники факультетов иностранных языков педагогических институтов европейской части страны редко задерживались на Алтае. Острая потребность в собственных специалистах по языкам была очевидной, и в 1952 году был открыт факультет иностранных языков с двумя отделениями: английским и немецким.

Коллектив преподавателей нашего пединститута принял решение об организации факультета с одобрением, так как оно свидетельствовало о доверии коллективу, резко повышало престиж института в глазах учащейся алтайской молодежи, получившей возможность изучать иностранные языки, стать квалифицированными специалистами.

К 60-летию ФИЯ-ЛИИНС открытием факультета возник целый ряд проблем. Первый набор на английское и немецкое отделение составил по 25 человек – слишком мало студентов, чтобы создать самостоятельный деканат, в плане руководства учебным процессом группы были подчинены декану физико – математического факультета Жигулину Георгию Васильевичу. Георгий Васильевич – первый наш декан, искренне переживавший вместе с нами все трудности, радость первых маленьких побед. Он очень внимательно и доброжелательно, ровно и тактично относился к преподавателям и студентам нашего факультета, не отделяя их от коллектива физмата.

К 60-летию ФИЯ-ЛИИН
К 60-летию ФИЯ-ЛИИН
К 60-летию ФИЯ-ЛИИН
К 60-летию ФИЯ-ЛИИН



К 60-летию ФИЯ-ЛИИНПервоначально на факультете была образована кафедра иностранных языков, общая для английского и немецкого отделения. Первым заведующим был Троицкий Виктор Николаевич. По мере увеличения набора студентов, роста количества преподавателей произошло размежевание: были образованы самостоятельные кафедры на каждом отделении. Был так же создан самостоятельный деканат факультета иностранных языков. С образованием в 1962 году отделения французского языка завершилось формирование факультета.

Очень сложной была проблема педагогических кадров. Нас, преподавателей английского языка, к началу первого учебного года было всего трое: Троицкий В.Н., Колесова Г.И., окончившая Рязанский пединститут и я. Только автор этих строк имела некоторый опыт работы, накопленный на факультете иностранных языков Томского педагогического института за шесть лет преподавания. В последующие годы английское отделение пополнялась преподавателями -  выпускниками педвузов страны: Умаева Л.А., Габринович Э.В. из Ленинграда, Саломатов К.И. из Свердловска, Рудник М.Л. из Хабаровска, Курлянд Л.А из Алма- Аты, Шапкин А.П. из Москвы, Шувалова С.В. из Горького и др. Все мы были молоды, полны энтузиазма, энергии, желания работать только хорошо и так гордились своим инфаком!

В дальнейшем главным источником пополнения английского отделения преподавателями стали лучшие выпускники. Первая из них была Савенко Э.Д., затем Соловьева Л.В., Толкунова Л.С., Козлова Л.А, Борисова Л.П., Обнорская М.Е., Батенева Т.Г., Добричев С.А., Курлянд Э.Е., Зыкова Г.Н., Москаленко Н.В. и др. Я называю эти имена с гордостью, потому что все они мои ученики. И мне было приятно и легко с ними работать.

К 60-летию ФИЯ-ЛИИНСовершенствовалось профессиональное мастерство преподавателей. Этому способствовала созданная система курсов повышения квалификации на базе ведущих институтов иностранных языков и факультетов пединститутов в Москве, Ленинграде, Горьком, Пятигорске, стажировка в странах изучаемого языка, самостоятельная научно – исследовательская работа преподавателей. Уже в начале 60 – х годов защитили кандидатские диссертации Саломатов К.И. и Шаламов Ю.В. Позже кандидатами наук стали наши выпускники Козлова Л.А., Обнорская М.Е., Борисова Л.П., Ромашина С.Я., Зыкова Г.М., Курлянд Э.Е., Добричев С.А., Трунова О.В. Козлова Л.А. и Трунова О.В. стали первыми докторами наук на факультете. Все это способствовало качественному росту научно – теоретической подготовки студентов.

В первые годы существования факультета трудно разрешаемой проблемой было создание необходимой учебно – материальной базы. Это сейчас к услугам студентов и преподавателей каждого отделения факультета хорошо оснащенные лаборатории и кабинеты с новейшими аудио – визуальными техническими средствами, что позволяет при отсутствии естественной иноязычной среды значительно улучшить практическую подготовку студентов. А что было в начале? Мы начали работу без учебников, не говоря о технических средствах обучения.

В комплектовании научно – методической библиотеки факультета нам помогали на первых порах прежде всего наши сибирские соседи – факультеты иностранных языков Томского, Новосибирского пединститутов, а также Горьковский институт иностранных языков. Приобретали литературу сами, где кто мог, в том числе на бюджетные средства.

А технические средства обучения появились значительно позже. Помню первый магнитофон, единственный на весь факультет. Это был огромный ящик (правда, полированный!), который стоял в кабинете нашего зав. кафедрой Троицкого В.Н. Пользоваться им он не разрешал. У меня к магнитофону была необъяснимая боязнь сломать его. Для овладения появившейся техникой в 60 – х годах были организованы семинары для преподавателей в первом лингафонном кабинете в одной из аудиторий на третьем этаже. Руководил семинарами один из наших преподавателей Пронин Юрий Павлович. Но увы! Техника часто ломалась, то ли была она старая, то ли по другим причинам. Нас, преподавателей, это очень огорчало. Приходилось срочно на ходу перестраивать планы занятий. Огорчало это и студентов.

Хорошо помню, что коллектив преподавателей английского отделения, как и всего факультета, повседневно жил не только чисто академическими заботами. Не менее важной заботой было формирование у студентов – будущих учителей прочных навыков организаторской и воспитательной работы с детьми. Основой нашей работой в этом направлении была организация различных форм общественной деятельности студентов, создание и развитие факультетских традиций, которые, надо отметить, родились очень быстро. Традиционным стало проведение вечеров художественной самодеятельности на иностранных языках, фонетических конкурсов, конкурсов на лучшего переводчика, выпуск стенгазет на иностранных языках, участие студентов в олимпиадах по иностранным языкам школьников Барнаула и края. Одной из замечательных традиций и формой активного участия студентов в общественной жизни был клуб интернациональной дружбы. Самыми активными организаторами этого клуба были Курлянд Э.Е. и Добричев С.А. А какие вечера и концерты давал этот клуб! Они были популярны среди студенческой молодежи и проводились в лучших залах города. Основательную трудовую закалку студенты получали в студенческом строительном отряде, первым именем которого было «Нефран» (немецко – французско – английский). Традиционной стало деятельность научного студенческого общества. Занятия в его кружках способствовали повышению научно – теоретической подготовки студентов.

К 60-летию ФИЯ-ЛИИНСамо собой разумеется, что вся эта работа проводилась при самом активном участии преподавателей факультета. Нельзя не упомянуть об их участии в пропаганде знаний по и иностранным языкам среди населения. Редакция краевого телевидения «Алтай» организовала передачи цикла уроков по английскому немецкому языкам.Уроки английского языка проводили Соломатов К.И., Толкунова Л.Ц., Молчанова М.Н., Курлянд Л.А., Соловьева Л.В. и автор этих строк, уроки которых получали хорошие отзывы.

К 60-летию ФИЯ-ЛИИНПопулярность и авторитет факультета, результативность его работы возрастали год от года. Уже первый выпуск молодых учителей показал, что факультет на правильном пути. Большинство из них закрепилось в школах, а некоторые стали известными людьми в городе и крае. Среди них назову Громова Владимира Трофимовича, который сталдеканом факультета и отдал много сил и энергии его развитию.

О популярности факультета говорит тот факт, что практически ни один прием абитуриентов не обходился без значительного конкурса.

Рост авторитета и популярности факультета достигались также путем развития и расширения разнообразных и взаимных связей отделений факультета с учащейся молодежью и учительством края. В настоящее время в крае нет, наверное, ни одной средней школы, где бы не работали выпускники факультета. На склоне своих лет я с удовлетворением отмечаю, что в деле обеспечения школ края учителями английского языка есть доля и моего скромного труда.

Что написать в заключение? В моей преподавательской практике бывало всякое: и удовлетворение, и огорчение, и обиды, но больше всего было удовлетворения хорошо проведенным занятием, особенно когда студенты были к нему хорошо подготовлены (увы! бывало и иное), успешно сданными студентами зачетами и экзаменами, удовлетворения творческими, теплыми и заинтересованными отношениями между коллегами нашего отделения. Я всегда с пониманием относилась к студентам, к их заботам, тревогам, успехам и неудачам их молодой жизни. Был случай, когда хороший студент попросил у меня извинение за неподготовленное занятие. На мой удивленный вопрос «почему?», он сказал очень застенчиво: «Продружил». А дружил он с красивой девушкой с немецкого отделения. Как же мне было его не простить? Дело-то молодое!

Был еще один случай, который удивил и очень взволновал и обрадовал. В здании факультета я встретила студентку, которую знала еще годовалым ребенком. Это внучка моего любимого учителя, уважение к которому я пронесла через всю свою жизнь. Это была Мария Евгеньевна Обнорская. Потом мы стали коллегами, работали на одних курсах. Я рада, что Мария Евгеньевна успешно продолжает доброе дело своего деда.

Работа на факультете иностранных языков – большая и лучшая часть моей жизни. Но не только это связывает меня с ним. В свое время английское отделение закончила и моя старшая дочь – Рыкова Ирина Александровна, отличник народного просвещения, учитель лицея «Сузуки». А  в 2001 году это же отделение закончила и моя внучка – Рыкова Юлия Валерьевна – учитель базовой школы №22.

В день золотого юбилея я от всего сердца передаю моим коллегам и всем студентам самые горячие поздравления. Искренне желаю дальнейшего процветания факультета, коллегам – больших творческих успехов и хороших трудолюбивых студентов, а студентам прилежания и настойчивости в овладении знаниями. Искренне желаю всем всегда помнить свой факультет, приумножать все хорошее, что с ним связано.

 

К 60-летию ФИЯ-ЛИИНЧиркова Л.С. – бывший старший преподаватель кафедры английской филологии (увы! теперь пенсионер со стажем).

 



P.S.

Лоллы Степановны Чирковой не стало   в августе 2010 года. Публикация  воспоминаний Лоллы Степановны об истории факультета, которому она отдала большую часть своей жизни, - это наша дань ее светлой памяти ...

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.