Алтайский государственный педагогический университет

» » » Жизнь, отданная людям. К 95-летию Петра Ивановича Иващенко.

Жизнь, отданная людям. К 95-летию Петра Ивановича Иващенко.

Музей истории образования им. П.П. Костенкова / События в музее

2 октября 2017 г. исполнилось 95 лет со дня рождения Петра Ивановича. Он родился в г. Камень-на-Оби в 1922 году. Росла и мужала молодая страна, с ней росло и мужало юное поколение, готовое заменить своих отцов и дедов на вахте строительства невиданного до сих пор нового общества трудящихся. Все было впереди — мечты, планы, большая и плодотворная жизнь. Но пришел суровый сорок первый, и вместе с народом стало поколение Петра Ивановича на защиту Родины.

На Дальнем Востоке встречает курсант воен­ного училища Петр Иващенко весть о войне. Они рвались на фронт сейчас, немедленно, парни, готовившиеся охранять мирный труд родной страны. Но шла война, и армии, как никогда, нужны были кадровые офицеры. На фронт уехали после окончания училища и успели, ой, как успели, повоевать с заклятым врагом. Был Петр Иващенко командиром пулеметной роты, начальником штаба батальона.

Из воспоминаний П.И. Иващенко: «10 апреля 1944 года была освобождена Одесса. В ее освобождении принимали участие войска четвертого Украинского фронта. В составе фронта была и 8-я ударная армия, которой командовал генерал Чуйков. Это был левый сосед нашей 57-й армии. Через несколько дней мы во­шли на территорию бывшей Бессарабии и закрепились на левом берегу Днестра. Нужно было форсировать Днестр и продвигаться дальше на Запад. Вдали, в километрах восьми от нас, виднелся г. Кишинев. Началась подготовка к переправе через реку Днестр. Немцы, очевидно, пронюха­ли о готовящемся нашем наступлении и открыли огонь по нам из всех видов оружия. Особенно много они бросали мин. В густом лесу с тол­стыми тополями это лучшее средство. Одна мина разорвалась около меня. Я сперва от себя увидел ямку примерно с куриное гнездо. В это время меня как будто кто-то ударил колом по бедру. Я упал, стал под­ниматься, с головы течет кровь, посмотрел - правая рука перебита. В общем - ранен. Ординарец отнес меня в укрытие. В блиндаже я по­просил воды. Вместе с водой мне дали поесть. А боль страшная везде: и в голове, и в бедре, и в руке. Итак, 14 июня 1944 года для меня война кончилась, хотя бой еще продолжался». За этот подвиг П.И. Иващенко был награжден орденом Красной Звезды.

После длительного лечения в госпиталях Одессы, Днепропетровска, Саратова — суровый приговор, врачей. Трудно свыкнуться с мыслью, что в молодые годы, в пору расцвета ты — инвалид. Но так было, и нужно было жить дальше. Петр Иващенко возвращается к родителям в город Камень-на-Оби.

Дальнейшая судьба Петра Ивановича связана с Алтаем. Здесь он жил и работал, здесь стал коммунистом. Ответственным за участки работы, которые доверяла ему партия. Секретарь Каменского райкома ВЛКСМ, второй секретарь Горно-Алтайского обкома ВЛКСМ, лектор, а затем руководитель лекторской группы отдела пропаганды крайкома КПСС, заведующий кафедрой Алтайского политехнического института, ректор Барнаульского пединститута, заведующий кафедрой истории КПСС и политэкономии АГМИ — таким послужным списком можно гордиться.

Петр Иванович не только воспитывал и учил других. Он сам учился — закончил Алтайскую краевую партийную школу в 1950 г. (обучаясь в ней, он экстерном сдал экзамены за педагогический институт и в один год получил два диплома), а затем Академию общественных наук при ЦК КПСС, где успешно защитил кандидатскую диссертацию в 1958 г.

О времени своей работы в БГПИ Петр Иванович оставил такие воспоминания:

«Я пришел в феврале 1963 года, и когда я начинал, институт располагался в старом корпусе на Крупской. Было всего три факультета: физи­ко-математический, историко-филологический, иностранных языков. Тогда преподавали Ситни­ков, Ионина. Позже многие из наших выпускни­ков стали не только преподавателями универси­тетов и школ города, но и крупными работника­ми, партийными руководителями, уехали в Мос­кву в ЦК коммунистический партии. Преподава­тели были опытные, правда, мало было дипломи­рованных. Но мы находили возможность посы­лать их на месячные курсы повышения квалифи­кации.

Отношения со студентами были самые доб­рые и преподаватели старались передать студен­там все свои знания. Да и время тогда было бо­лее душевное, и этого не отнимешь. Нам платили немного, но ответственность была больше. Мы знали каждого студента, чем он дышит, чем живет. В то время очень строго за педагогами следили партийные органы, если пло­хо работаешь - убирали. Хотя дисциплина и у нас в крови была заложена. Студенты тоже понимали, что обязаны учиться.

Интересный факт - девушки учились лучше, но парни больше занимали руководящих долж­ностей, например, становились директорами школ. Однажды был случай, когда у студентов спро­сили, кто хочет быть директором - руки подняли одни девушки. Но в реальности было иначе.

За все время моей работы эксцессы были небольшие - кто-то выпьет, набедокурит. Был однажды самый дикий случай - мимо общежи­тия шел работник крайкома и на него бросили сверху чернильницу. Пришлось разбираться.

Я преподавал историю партии. Был один сту­дент - никогда не учился. Я спросил его: «Отец есть?» Он ответил: «Нет». «А мать?» Он гово­рит: «Она в колхозе». Я начал ему объяснять: «Хочешь, чтобы тебя она кормила всю свою жизнь?» В общем история кончилась не так пло­хо. Его взяли в армию (а тогда брали прямо из института), и потом он попал в другой институт, закончил аспирантуру.

Жизнь была очень насыщенной. Было много мероприятий. Однажды во время месячника со­ветской литературы на Алтае к нам приехал Ро­берт Рождественский и с ним еще десяток писа­телей. А Роберт тогда был очень популярен.


 






Они выступали, разговаривали со студентами. Самодеятельность была хорошей чертой. Каждый год по факуль­тетам проводи­ли, отмечали праздники, гото­вили номера, где участвовали даже деканы. Я пришел в институт, когда постоянно увеличивался набор студентов. Мы все время арендовали помещение, а новый корпус строили плохо. Сдали правое крыло, а левое бросили. Не было актово­го зала, физкультурного. Приходилось много сил тратить на строительство. Но потом выяснили, что кирпич, который взяли для строительства инсти­тута, оказался не по проекту. Пришлось вызывать архитектора, автора проекта, из Москвы. Нашли строителей и заставили за свой счет устранять недостатки. Так я проработал до 1973 года».


 






Следующее десятилетие П.И. Иващенко работал заведующим кафедрой истории КПСС и политэкономии Алтайского государственного медицинского института. А 1983 году Петр Иванович вновь вернулся в педагогический институт на кафедру истории КПСС и проработал доцентом до 1988 года. Даже после ухода на заслуженный отдых Петр Иванович не расставался с общественной работой, встречался со студентами и коллегами.

Орден Красной Звезды, орден «Знак Почета», 9 медалей и зна­к «Отличник просвещения СССР» — такими наградами отмечен ратный и мирный труд Петра Ивановича Иващенко. Жизнь таких, как он — это яркий пример для окружающих. Именно у таких людей мы учимся любить Родину и отдавать все силы для ее процветания, не бояться трудностей и быть оптимистами.


Фотографии из фондов музея истории образования им. П.П. Костенкова. Источники: газета «Учитель» от 1 мая 1998 г.,  газета «Медик Алтая» от 18 октября 1982 г., «Этих лет не смолкнет слава»: воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны (2003).

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.