Алтайский государственный педагогический университет

» » » Добрая память. К 110-летию со дня рождения Целебровскгого Милия Николаевича.

Добрая память. К 110-летию со дня рождения Целебровскгого Милия Николаевича.

Музей истории образования им. П.П. Костенкова / События в музее
   В конце августа 1933 года я и моя Нина Семёновна возвратились в Барнаул, получив в Павловском районном отделе народного образования командировку на учёбу.
   Работу в школе мы сразу не нашли, и поэтому я согласился на предложение работать временно секретарем учебной части Барнаульского учительского института и ВПК - высших педагогических курсов, вскоре преобразованных в Барнаульский вечерний педагогический институт (ВПИ) с тремя факультетами - русского языка и литературы, факультетом историческим, факультетом физико-математическим.
   Нина Семёновна стала заведовать институтской библиотекой.
В феврале 1934 года меня пригласили на работу в Барнаульский педагогический техникум (впоследствии переименованный в педагогическое училище) преподавателем русского языка и литературы. Здесь я проработал вплоть до октября 1941 года, когда училище перевели в город Камень, а в его здании организовали военный госпиталь. В Камень я не поехал, полагая, что и меня скоро мобилизуют и отправят на фронт - так уж лучше из "родного" Барнаула.
Временно назначили меня учителем словесником в 1-ую среднюю школу. Через полгода, то есть 19 мая 1942 года меня призвали в действующую Армию и направили "на выучку" в Тайгинский военный лагерь; через полтора месяца прикрепили к моим петлицам два треугольничка, указывавшие на то, что я теперь стал младшим сержантом, и назначили командиром топовычислительного отделения в артиллерийском полку...
   ...Отсюда начинается моя новая, фронтовая жизнь, о чём подробно рассказано в других воспоминаниях - "МОЯ ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ"...
   Но хочу воспользоваться возможностью и несколько подробнее рассказать о "моем Барнауле".
   Появился я здесь, как я рассказывал уже, в июне 1920 года, - приехал вместе с сестрой Алевтиной из Камня-на-Оби.
   Город этот в то время был небольшим, преимущественно мещанским и купеческим - по народонаселению. Помню, играли мы в свои детские игры - в лапту ("бить-бежать"), в бабки, в городки и "чехарду" прямо на улице, и никто не мешал, и мы никому не мешали: автомашин не было, по улицам за день пройдет две-три упряжки - и всё. Только одна улица была мощеной - Московский проспект (теперь Ленинский).
   В те времена Барнаул "славился" своим песком и несколькими небольшими предприятиями: дрожже-винокуренным и пивоваренными заводами, пимокатным заводом (теперь сапого-валяльной фабрикой), железнодорожными мастерскими, овчинно-меховой фабрикой, выпускавшей известные по всей нашей стране "борчатки" и полушубки (т.н. "барнаулки").
    Школ среди них было только четыре: школа имени Коминтерна, 1-ая, 6-ая, 22-ая. Церквей насчитывалось двенадцать.
  Прямо-таки "сказочные" изменения произошли в жизни небольшого сибирского городка: народонаселение столицы Алтайского края увеличилось за четверть века почти в двенадцать раз;  рабочий класс стал ведущей, определяющей силой не только Барнаула, но и всего Алтайского края - появились индустриальные гиганты с многотысячными трудовыми коллективами; одних школ сегодня насчитывается больше ста; город стал студенческим: в Барнауле действуют Алтайский государственный университет, Алтайский политехнический институт, Алтайский медицинский институт, Алтайский сельскохозяйственный институт, Алтайский институт культуры, Барнаульский государственный педагогический институт; молодежь края имеет возможность пойти учиться в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта - на Барнаульском заочном факультете, в Новосибирский электротехнический институт - на Барнаульском УКП, в Барнаульский филиал Всесоюзного института текстильной и легкой промышленности; в Барнауле функционирует около тридцати различных техникумов и училищ (если не больше!)... И первенцем в этом воистину сказочном расцвете Барнаула был наш - Барнаульский государственный педагогический институт... Это рождает и уважение к нашему институту, и законную гордость - мы были первыми... Мы были первопроходцами в борьбе за нашу советскую, социалистическую культуру в Барнауле.
   Первые шаги к вузовской культуре начались с ВПК - Высших педагогических курсов для учителей городских школ. Через год, а именно в 1933 году, в сентябре месяце вместо ВПК появился ВПИ - Вечерний педагогический институт, студентом которого, сдав экстерном за первый курс, то есть за ВПК, я и стал.
   В это же время был образован и Барнаульский учительский институт - с факультетами историческим, русского языка и литературы, физико-математическим.
   Первым директором (ректором, как потом стали называть руководителей высших учебных заведений) был Алексей Павлович Щекотинский, доцент, закончивший аспирантуру в Москве, очень жизнерадостный, энергичный, общительный человек, не стеснявшийся принимать активное участие (он очень хорошо пел) в студенческой самодеятельности.
   Хорошо помню и первых преподавателей учительского и вечернего педагогического институтов: Комочкова Алексея Ивановича, Юферова Андрея Петровича, Парилова Николая Гавриловича, Ольгу Алексеевну Шестакову, Андрея Ивановича Духнова, преподавателей Кришталь, Иванова, Русанова - все и.о. доцентов.
   И контингент студенческий был немногочисленен - несколько десятков в учительском институте и несколько десятков в вечернем педагогическом. Сравните с теперешним составом студенческого коллектива - более трех с половиной тысяч человек - рост почти в двадцать раз.
   В партийной организации на учете состояло всего несколько человек... Когда я был избран секретарем партбюро, на учете было девятнадцать человек. Сравните: теперь в институте коммунистов около трехсот, - рост в 16-17 раз.
   Учился я хорошо, даже более того: у меня хранится почетная грамота, которой я награжден "за исключительные успехи в учебе".
   И тем не менее, хочется здесь же высказать и свою "обиду". Из пятнадцати предметов, включенных в диплом, и пяти предметов (русский язык, русская литература, всеобщая литература, педагогика, диамат и истмат), по которым я сдавал Государственные экзамены, только по педагогике (и там, и там) я имею оценку "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО", - в результате я получил диплом второй степени, хотя имел полную возможность получить диплом первой степени - и тогда меня должны были бы принять в аспирантуру вне конкурса. Но этого не произошло.
   Кому-то опять "страшно стало", что "поповский сынок" "полезет дальше".
   Государственный экзамен по педагогике держал "долго" - более полутора часов: так много мне пришлось отвечать на дополнительные вопросы, кроме "билетных" трех вопросов. На экзамен пришел сам Юферов - он и "донимал" меня этими "дополнительными вопросами"...
   Но "справедливость все-таки восторжествовала: в январе 1961 года меня наградили значком "ОТЛИЧНИК НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ"; 20-октября 1966 года наградили орденом "ЗНАК ПОЧЕТА".
   В Барнаульском педагогическом институте я проработал почти 29 лет; много раз меня награждали грамотами, премиями... И я очень рад, что учителя, работающие в разных школах Алтайского края и окончившие Барнаульский государственный педагогический институт тогда, когда я работал в нем, хранят обо мне добрую память...

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.