Алтайский государственный педагогический университет

» » Центр "Детское чтение"
19 декабря в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая в пятый раз проводились пантюховские чтения.  В качестве гостей были приглашены участники "Школы Рецензентов" Татьяна Москаленко, Юлия Щербак, Оксана Березовская и Николай Половинкин. Они презентовали аудитории свои работы, которые получили положительную характеристику от директора Алтайского дома литераторов Юлии Анатольевны Нифонтовой.

Состав центра "Детское чтение"

Филологический факультет / Центр "Детское чтение"
Состав центра "Детское чтение"
Эмилия Петровна Хомич, заведующий Центром;
Состав центра "Детское чтение" Татьяна Павловна Сухотерина, методист;
Состав центра "Детское чтение" Олеся Ивановна Суворова, секретарь.

Совет Центра «Детское чтение»:

Филологический факультет / Центр "Детское чтение"
Доценты спец. кафедр филологического факультета и Института психологии и педагогики АлтГПА:
Э. П. Хомич;
Л. Н. Зинченко;
О. И. Плешкова;
Е. А. Аввакумова;
Т. П. Сухотерина.

 
Программные публикации:
 
Э. П. Хомич:
1. Современная детская книга в программе целительного чтения // Русская словесность в России и Казахстане: аспекты интеграции: сборник статей. – Барнаул: АлтГПА, 2013. – С. 236-241. 2. Детская книга в литературном процессе Алтая // Человек и культура в третьем тысячелетии: сборник материалов второго культурологического конгресса Алтайского края. – Барнаул: АлтГПА, 2013. – С. 425-430.
3. Детская библиотерапия глазами филолога // Текст: на перекрёстках понимания, исследования, обучения. — Вып. 7. — Серия «Вуз-школа: результаты сотрудничества»: сборник статей. — Барнаул: АлтГПА, 2013. — С. 52-60.
4. Позициидетской литературы в литературном пространстве Алтая // Материалы IX научно-методической конференции преподавателей. — Семей, 2013. — С. 280-281.
 
Л. Н. Зинченко:
1. Подготовка учителей начальных классов к литературному образованию младших школьников // Проблемы обновления начальной школы в условиях модернизации и свободного развития российского образования: Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Красноярск, 2002. С. 102-104. 2. Детская литература: Методическое пособие для студентов дневного отделения факультета начальных классов. - Барнаул, 2002.
3. Особенности изучения дисциплины "Литературно-художественное развитие детей предшкольного возраста" на факультете начальных классов // Предшкольная подготовка детей: содержание, формы, проблемы и пути их решения : материалы всероссийской научно-практической конференции, [г. Барнаул], 24-25 октября 2007 г.- Барнаул, 2007. - С. 261-263.
О Центре:

Региональный Центр «Детское чтение» (будучи созданным на общественных началах, заявил себя в организации Международной научно-практической конференции «Воспитание читателя» 14-16 марта 2007г. и краевого конкурса творческих работ  "Самая читающая семья Алтая" 2008 г.) осуществляет свою деятельность на филологическом факультете АлтГПА с 01.10.2007г. с целью формирования читательской культуры современной молодежи на основе эстетических ценностей.
Актуальность открытия Центра обусловлена тем, что 2007 год был определен ЮНЕСКО как год читателя, а президентом России был объявлен годом русского языка. Предметом изучения центра явилось детское чтение, культура чтения современного российского общества.

Основные направления деятельности:

Филологический факультет / Центр "Детское чтение"
Индивидуальные и коллективные программы развития детского интеллекта и творческих способностей; помощь школьникам в овладении образовательными программами; практикум деловая речь и делопроизводство; консультирование педагогических работников по актуальным проблемам образования; читательские и творческие конкурсы; семинары по планам сотрудничества с писательской организацией и Домом литераторов г. Барнаула, городскими и краевыми библиотеками, в частности с Алтайской краевой детской библиотекой им. Н. К. Крупской, с Алтайской краевой универсальной научной библиотекой им. В. Я. Шишкова, с Центральной универсальной молодёжной библиотекой им. В. М. Башунова, а также с экспериментальными площадками.
Активное  сотрудничество с театром кукол "Сказка" и с Молодёжным театром Алтая. В план работы включены также практикумы новых технологий по приобщению к чтению и развитию навыков чтения, изучение регионального детского чтения.

На сегодняшний день центр осуществляет следующие виды деятельности:
1) научную;
2) образовательно-методическую;
3) консультационную;
4) досуговую;
5) издательскую.
Научная деятельность центра связана с исследованием проблем современной филологии, исследования состояния чтения. Членами центра ведутся исследования в области детской литературы, культуры детского чтения, семейного чтения. Проводятся научные конференции, публикуются статьи в научных и периодических изданиях. По инициативе центра «Детское чтение» организуются научные конференции, круглые столы, методические семинары по проблемам детского чтения.
Важным событием явилось создание на базе центра Школы рецензентов, направленной на формирование и улучшение навыков написания жанра рецензии на художественные произведения, театральные спектакли. Первое заседание Школы состоялось 24 октября 2013 года.
Образовательно-методическая деятельность центра «Детское чтение» связана с внедрением в учебный процесс достижений литературоведения в области детской литературы и детского чтения. На основе научно-теоретических исследований в центре «Детское чтение» ведется разработка проблем специализации «Детская и юношеская литература», которая внедрена в учебный процесс АлтГПА.
Консультационная деятельность. Члены центра «Детское чтение» выступают в качестве консультантов по вопросам функционирования детского чтения, культуры детского чтения, семейного чтения, а также в качестве педагогов и консультантов в постановке педагогических задач по детскому тексту.
Досуговая деятельность центра заключается в организации стартовых площадок по детскому чтению; организации сотрудничества с детскими учреждениями, библиотеками; организации выставок, посвященных детской литературе.
Издательская деятельность. По результатам конференций, научных семинаров и учебно-практических заседаний издаются сборники по проблемам детского чтения.
 
ОСНОВНЫЕ ОБЛАСТИ РАБОТЫ
1. Сектор организационной работы.
2. Учебно-научно-исследовательский центр.
3. Сектор издательской деятельности.
4. Сектор культурно-просветительской работы.
5. Сектор деятельности PR, грантов.
 
 

Плановые мероприятия Центра:

Филологический факультет / Центр "Детское чтение"

1. Ежегодные олимпиады по детской литературе среди студентов 3-го курса филологического факультета и Института психологии и педагогики АлтГПА.
2. Ежегодный «Юбилей-фест», посвященный юбилеям детских писателей и детских книг.

3. Ежегодные фестивали книжных новинок.

4. Организации встреч с писателями Алтая и проведение семинаров по детской литературе.


• Планируемые мероприятия Центра: «Святыня семьи», «Всей семьей в музей», «В солнечной стране Н.Н.Носова», «Рождественские (святочные) каникулы в семейном чтении», «Отцы и дети как тема литературы региона», «Программы «Особого назначения», «Писатели Алтая – детям», «Изучение литературы Алтая в школе» и др.