Алтайский государственный педагогический университет

» » » Страница 2
Поздравляем студентов, опубликовавших свои статьи в научном сборнике «Пятый этаж»!
etazh-5.pdf [1.72 Mb] (cкачиваний: 8)

Поздравление студентов с международной публикацией!

Филологический факультет / Новости филологического факультета
Поздравляем студентов филфака с международной публикацией!
studencheskoy-konferencii-2019.pdf [9.58 Mb] (cкачиваний: 8)

"День Пушкина" в медицинском университете

Филологический факультет / Новости филологического факультета
6 июня будущие филологи посетили мероприятие, посвященное Дню русского языка и 220-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, которое проходило в медицинском университете на факультете иностранных студентов. Организатор – кафедра русского языка как иностранного. 


      Традиционно учебный год на филфаке завершается Литературной гостиной, посвященной А.С. Пушкину и подготовленной студентами 2 курса, изучающими этот период русской литературы. В этом году в центре внимания не только Пушкин, со дня рождения которого исполнилось 220 лет, но и А.А. Ахматова, которой через месяц после Пушкина (она родилась на Ивана Купала), исполняется 130 лет.

   Идея соединить два юбилея связана с тем, что Ахматова была «пушкинисткой»: она серьезно занималась академическими исследованиями, и ей принадлежат интересные открытия, воспринятыми отечественной пушкинистикой. Но интерес Ахматовой к Пушкину  личный, как к человеку и поэту, в том числе и царскоселу (И. Анненский, которого своим учителем считает, и Н. Гумилев входят в круг этих поэтов). Но особенно ее волновало сходство трагических изломов пушкинской судьбы, отразившихся в его творчестве, с тем, что выпало и на ее долю, питало содержание ее поэзии. 

В композиции несколько ведущих (Н. Исмаилова, Е. Овчинникова, К. Любавина), погружающих зрителей в другую эпоху, комментирующих, уточняющих, ведущих диалог со стереотипным мышлением; Пушкин во фраке и белоснежной рубашке с жабо, то грустно вглядывающийся куда-то вдаль, то кусающий гусиное перо в состоянии вдохновения (первокурсник Гриша); утонченная и изящная Ахматова (Рита Смирнова)…

    Поэтические строки Ахматовой плавно вытекали из пушкинских («Смуглый отрок…» и «В те дни, когда в садах лицея…»), пушкинским восприятием отмечены персонажи писем и мемуаров (Левушка Пушкин, который, в отличие от самого Пушкина и был «гулякой праздным», Амедео Модильяни – французский художник итальянского происхождения, о романе с которым Ахматова молчала много лет), а также страницы пушкинских штудий Ахматовой – статьи о «Каменном госте» и размышления о «Моцарте и Сальери»). 

   Музыкальный фон составляли произведения В.А. Моцарта, Ф. Шопена, А. Вивальди (любимые композиторы Ахматовой), создававшие настроение, как и видеоряд, включающий иконографию А.С. Пушкина и А.А. Ахматовой.

Удачен режиссерский ход с Музой (А. Потанина), символически соединяющей поэтов разных эпох и обозначающей границы блоков. То, что роль Музы и Черного человека, преследующего Моцарта, играет один и тот же человек, – повод для размышления над природой поэтического дара.

   «Наследница» – заключительное стихотворение Ахматовой, в котором обобщена ее судьба («Казалось мне, что песня спета / Средь этих опустелых зал. / О, кто бы мне тогда сказал, / Что я наследую всё это: / Фелицу, лебедя, мосты / И все китайские затеи, / Дворца сквозные галереи / И липы дивной красоты. / И даже собственную тень, / Всю искаженную от страха, И покаянную рубаху, / И замогильную сирень»), великолепно исполнено П. Циликиной. И последний аккорд – преодоление статики («Он победил пространство и время!» – говорила Ахматова) – Пушкин, предлагающий руку Ахматовой, на которую она оперлась.

    Гостиная завершилась взрывом аплодисментов благодарных зрителей, не пожалевших своего времени, чтоб побыть сегодня хоть несколько минут с Пушкиным.

   Особая благодарность Н. Исмаиловой – режиссеру, И. Кордакову – звукооператору, А. Потаниной – режиссеру-хореографу, Е. Овчинниковой – художнику  и декоратору, и всем студентам, читавшим текст.

Букет из роз Г.П. Козубовской (вдохновителю и автору сценария) в финале также символичен: роза – любимый поэтический образ и Пушкина, и Ахматовой.


Методика преподавания отдельных предметов:

II место

Новикова Виктория Викторовна (Филологический факультет)

Тема: «Лингводидактические основы реализации дискурсивного подхода в обучении русскому языку как иностранному»

Научный руководитель – Шпильная Н.Н., д.ф.н., доцент


Номинация «За высокий теоретико-методологический уровень исследования»

Кузнецова Анастасия Сергеевна (Филологический факультет)

Тема: «Факторы, оказывающие влияние на актуальное членение диалогического высказывания в письменной коммуникации»

Научный руководитель – Шпильная Н.Н., д.ф.н., доцент


Гуманитарные науки: литературоведение:

Номинация «Лучший анализ лирической книги»

1место 

Филькин Владислав Юрьевич (Филологический факультет)

Тема: «Мифопоэтика музыкальных инструментов в лирической книге А. Тарковского «Вестник» Научный руководитель – Козубовская Г.П., д.ф.н., профессор


Литературная гостиная, посвященная 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина и 130-летию со дня рождения А.А. Ахматовой "Смуглый отрок бродил по аллеям ..."

Филологический факультет / Новости филологического факультета
6 июня в ауд. 216 в 13:10 состоится Литературная гостиная, посвященная 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина и 130-летию со дня рождения А.А. Ахматовой.
1. «Странные сближенья…»: пушкинский слой в поэзии А. Ахматовой
2. «Гуляка праздный…»
(А.С. Пушкин и его брат Левушка; Ахматова и А. Модильяни)
3. «На совести усталой много зла…»
(«Каменный гость» в пушкинских штудиях Ахматовой)
4. «Ты, Моцарт, бог!» (Моцарт, Сальери и Requiem)
5. Наследница
В композиции использованы фрагменты произведений А.С. Пушкина
и А.А. Ахматовой, мемуаров современников, исследований ученых, фрагменты музыкальных произведений В.А. Моцарта, Ф.Шопена, А. Вивальди и др.
Видеоряд включает иконографию А.С. Пушкина и А.А. Ахматовой
Принимают участие студенты 2-го курса филфака
Приглашаются все желающие!
2.pdf [120.42 Kb] (cкачиваний: 9)

Один день из жизни древнерусского факультета

Филологический факультет / Новости филологического факультета
24 мая ежегодно во всех славянских странах отмечается День славянской письменности и культуры. Уже традиционно на филологическом факультете проведением праздника занимаются студенты 3 курса.
Как утро встретишь, так день и проведешь. Поэтому студентов спозаранку уже встречала группа 5642д по старому русскому обычаю, только не с хлебом и солью, а с пожеланиями и сладостями. В этот день факультет перенеся во времена Кирилла и Мефодия. Деканат превратился в «Царские палаты», буфет в «Трапезную», а обычные дисциплины в особые славянские.
А после всех занятий на факультете состоялось интеллектуальная игра, в которой приняли участие студенты 1 и 2 курса. В состав жюри вошли заведующая кафедрой общего и русского языкознания Евгения Александровна Аввакумова и студентки 3 курса Анна Николаева и Ольга Симонова. Викторина включала в себя различные категории: письменность, быт и традиции древних славян, историческая грамматика, история Древней Руси. Борьба была оживленной, зрители переживали не меньше, чем участники. На факультет были приглашены также школьники Гимназии №45. С минимальным отрывом выиграла команда 2 курса «КнИгини».
Кроме того, в рамках Дня славянской письменности коллектив 3 курса группы 5621д представил юмористическую сценку совместно с иностранными студентами.
Ольга Лидер, Анастасия Руднева

"Первые на Маяке": Н.Н. Шпильная о языке мессенджеров и разговорном русском

Филологический факультет / Новости филологического факультета
Накануне  Дня славянской письменности и культуры доктор филологических наук, профессор кафедры общего и русского языкознания АлтГПУ Надежда Николаевна Шпильная побывала в гостях у "Первых на Маяке".
Как литературный русский отличается от разговорного?
Какого всё-таки рода слово "кофе"?
Делают ли иностранные заимствования русский язык хуже?
Как мессенджеры и автозамена влияют на нашу речь?
Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте в выпуске "Первые на Маяке".

Литературная гостиная «Оноре де Бальзак: жизнь между строк», посвященная 220-летию со дня рождения писателя

Филологический факультет / Новости филологического факультета
Литературная гостиная «Оноре де Бальзак: жизнь между строк», посвященная 220-летию со дня рождения писателя
 


Аспирантский семинар «Актуальные проблемы литературоведения и методики преподавания литературы в высшей школе»

Филологический факультет / Новости филологического факультета

    21 мая прошел аспирантский семинар «Актуальные проблемы литературоведения и методики преподавания литературы в высшей школе», на котором собрались аспиранты разных годов и форм обучения и преподаватели кафедры литературы – Е.А. Худенко, В.И. Габдуллина, А.И. Куляпин. 
Первой с докладом «Поэтика нарратива в прозе Т. Толстой» выступила аспирант 3 года обучения Л.А. Вайкум. Во время обсуждения, в котором активно участвовали аспиранты 1 курса О.А. Чикалов и Н.М. Володина, выясняли, можно ли считать нарративную стратегию Толстой авторитарной, как проявляет себя авторский дискурс, какие коммуникативные уровни текста обнаруживаются в прозе Т. Толстой в процессе нарратологического анализа. 
    Доклад «Поэтика прозы Улицкой: потусторонность и пространственные модели» представила аспирант 2 курса Е.Т. Глазинская, рассказав, какое место потусторонность занимает в поэтике и картине мира Людмилы Улицкой, можно ли говорить о метафизическом реализме как творческом методе автора, какое культурное поле представлено в феномене потусторонности в произведениях Улицкой. 
   Последним с докладом выступил Д.Н. Дюсекенев с темой «Казахский текст» в русской литературе первой половины XX века». Обсуждение доклада было не менее бурным – выясняли, что такое «казахский текст», как связаны киргизские степи с «казахским текстом», зачем нужны имагология, компаративистика, колониальный дискурс и мифопоэтика для обоснования термина «казахский текст», и избавилась ли культура от ориентализма. 
   В заключении были подведены итоги заседания руководителем аспирантского семинара В.И. Габдуллиной и заведующей кафедрой литературы Е.А. Худенко, которые отметили научный рост выступивших аспирантов и плодотворность совместного обсуждения научных концепций и фрагментов кандидатских исследований. В планах аспирантов кафедры (состав которых в этом году вырос до 9 человек) создать группу ВКонтакте для общения и обмена научной информацией.