Алтайский государственный педагогический университет

» » » Страница 3

Поздравление студентов с международной публикацией!

Филологический факультет / Новости филологического факультета
Поздравляем студентов филфака с международной публикацией!
studencheskoy-konferencii-2019.pdf [9.58 Mb] (cкачиваний: 8)

"День Пушкина" в медицинском университете

Филологический факультет / Новости филологического факультета
6 июня будущие филологи посетили мероприятие, посвященное Дню русского языка и 220-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, которое проходило в медицинском университете на факультете иностранных студентов. Организатор – кафедра русского языка как иностранного. 


      Традиционно учебный год на филфаке завершается Литературной гостиной, посвященной А.С. Пушкину и подготовленной студентами 2 курса, изучающими этот период русской литературы. В этом году в центре внимания не только Пушкин, со дня рождения которого исполнилось 220 лет, но и А.А. Ахматова, которой через месяц после Пушкина (она родилась на Ивана Купала), исполняется 130 лет.

   Идея соединить два юбилея связана с тем, что Ахматова была «пушкинисткой»: она серьезно занималась академическими исследованиями, и ей принадлежат интересные открытия, воспринятыми отечественной пушкинистикой. Но интерес Ахматовой к Пушкину  личный, как к человеку и поэту, в том числе и царскоселу (И. Анненский, которого своим учителем считает, и Н. Гумилев входят в круг этих поэтов). Но особенно ее волновало сходство трагических изломов пушкинской судьбы, отразившихся в его творчестве, с тем, что выпало и на ее долю, питало содержание ее поэзии. 

В композиции несколько ведущих (Н. Исмаилова, Е. Овчинникова, К. Любавина), погружающих зрителей в другую эпоху, комментирующих, уточняющих, ведущих диалог со стереотипным мышлением; Пушкин во фраке и белоснежной рубашке с жабо, то грустно вглядывающийся куда-то вдаль, то кусающий гусиное перо в состоянии вдохновения (первокурсник Гриша); утонченная и изящная Ахматова (Рита Смирнова)…

    Поэтические строки Ахматовой плавно вытекали из пушкинских («Смуглый отрок…» и «В те дни, когда в садах лицея…»), пушкинским восприятием отмечены персонажи писем и мемуаров (Левушка Пушкин, который, в отличие от самого Пушкина и был «гулякой праздным», Амедео Модильяни – французский художник итальянского происхождения, о романе с которым Ахматова молчала много лет), а также страницы пушкинских штудий Ахматовой – статьи о «Каменном госте» и размышления о «Моцарте и Сальери»). 

   Музыкальный фон составляли произведения В.А. Моцарта, Ф. Шопена, А. Вивальди (любимые композиторы Ахматовой), создававшие настроение, как и видеоряд, включающий иконографию А.С. Пушкина и А.А. Ахматовой.

Удачен режиссерский ход с Музой (А. Потанина), символически соединяющей поэтов разных эпох и обозначающей границы блоков. То, что роль Музы и Черного человека, преследующего Моцарта, играет один и тот же человек, – повод для размышления над природой поэтического дара.

   «Наследница» – заключительное стихотворение Ахматовой, в котором обобщена ее судьба («Казалось мне, что песня спета / Средь этих опустелых зал. / О, кто бы мне тогда сказал, / Что я наследую всё это: / Фелицу, лебедя, мосты / И все китайские затеи, / Дворца сквозные галереи / И липы дивной красоты. / И даже собственную тень, / Всю искаженную от страха, И покаянную рубаху, / И замогильную сирень»), великолепно исполнено П. Циликиной. И последний аккорд – преодоление статики («Он победил пространство и время!» – говорила Ахматова) – Пушкин, предлагающий руку Ахматовой, на которую она оперлась.

    Гостиная завершилась взрывом аплодисментов благодарных зрителей, не пожалевших своего времени, чтоб побыть сегодня хоть несколько минут с Пушкиным.

   Особая благодарность Н. Исмаиловой – режиссеру, И. Кордакову – звукооператору, А. Потаниной – режиссеру-хореографу, Е. Овчинниковой – художнику  и декоратору, и всем студентам, читавшим текст.

Букет из роз Г.П. Козубовской (вдохновителю и автору сценария) в финале также символичен: роза – любимый поэтический образ и Пушкина, и Ахматовой.


Методика преподавания отдельных предметов:

II место

Новикова Виктория Викторовна (Филологический факультет)

Тема: «Лингводидактические основы реализации дискурсивного подхода в обучении русскому языку как иностранному»

Научный руководитель – Шпильная Н.Н., д.ф.н., доцент


Номинация «За высокий теоретико-методологический уровень исследования»

Кузнецова Анастасия Сергеевна (Филологический факультет)

Тема: «Факторы, оказывающие влияние на актуальное членение диалогического высказывания в письменной коммуникации»

Научный руководитель – Шпильная Н.Н., д.ф.н., доцент


Гуманитарные науки: литературоведение:

Номинация «Лучший анализ лирической книги»

1место 

Филькин Владислав Юрьевич (Филологический факультет)

Тема: «Мифопоэтика музыкальных инструментов в лирической книге А. Тарковского «Вестник» Научный руководитель – Козубовская Г.П., д.ф.н., профессор


Литературная гостиная, посвященная 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина и 130-летию со дня рождения А.А. Ахматовой "Смуглый отрок бродил по аллеям ..."

Филологический факультет / Новости филологического факультета
6 июня в ауд. 216 в 13:10 состоится Литературная гостиная, посвященная 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина и 130-летию со дня рождения А.А. Ахматовой.
1. «Странные сближенья…»: пушкинский слой в поэзии А. Ахматовой
2. «Гуляка праздный…»
(А.С. Пушкин и его брат Левушка; Ахматова и А. Модильяни)
3. «На совести усталой много зла…»
(«Каменный гость» в пушкинских штудиях Ахматовой)
4. «Ты, Моцарт, бог!» (Моцарт, Сальери и Requiem)
5. Наследница
В композиции использованы фрагменты произведений А.С. Пушкина
и А.А. Ахматовой, мемуаров современников, исследований ученых, фрагменты музыкальных произведений В.А. Моцарта, Ф.Шопена, А. Вивальди и др.
Видеоряд включает иконографию А.С. Пушкина и А.А. Ахматовой
Принимают участие студенты 2-го курса филфака
Приглашаются все желающие!
2.pdf [120.42 Kb] (cкачиваний: 9)

Один день из жизни древнерусского факультета

Филологический факультет / Новости филологического факультета
24 мая ежегодно во всех славянских странах отмечается День славянской письменности и культуры. Уже традиционно на филологическом факультете проведением праздника занимаются студенты 3 курса.
Как утро встретишь, так день и проведешь. Поэтому студентов спозаранку уже встречала группа 5642д по старому русскому обычаю, только не с хлебом и солью, а с пожеланиями и сладостями. В этот день факультет перенеся во времена Кирилла и Мефодия. Деканат превратился в «Царские палаты», буфет в «Трапезную», а обычные дисциплины в особые славянские.
А после всех занятий на факультете состоялось интеллектуальная игра, в которой приняли участие студенты 1 и 2 курса. В состав жюри вошли заведующая кафедрой общего и русского языкознания Евгения Александровна Аввакумова и студентки 3 курса Анна Николаева и Ольга Симонова. Викторина включала в себя различные категории: письменность, быт и традиции древних славян, историческая грамматика, история Древней Руси. Борьба была оживленной, зрители переживали не меньше, чем участники. На факультет были приглашены также школьники Гимназии №45. С минимальным отрывом выиграла команда 2 курса «КнИгини».
Кроме того, в рамках Дня славянской письменности коллектив 3 курса группы 5621д представил юмористическую сценку совместно с иностранными студентами.
Ольга Лидер, Анастасия Руднева

"Первые на Маяке": Н.Н. Шпильная о языке мессенджеров и разговорном русском

Филологический факультет / Новости филологического факультета
Накануне  Дня славянской письменности и культуры доктор филологических наук, профессор кафедры общего и русского языкознания АлтГПУ Надежда Николаевна Шпильная побывала в гостях у "Первых на Маяке".
Как литературный русский отличается от разговорного?
Какого всё-таки рода слово "кофе"?
Делают ли иностранные заимствования русский язык хуже?
Как мессенджеры и автозамена влияют на нашу речь?
Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте в выпуске "Первые на Маяке".

Литературная гостиная «Оноре де Бальзак: жизнь между строк», посвященная 220-летию со дня рождения писателя

Филологический факультет / Новости филологического факультета
Литературная гостиная «Оноре де Бальзак: жизнь между строк», посвященная 220-летию со дня рождения писателя
 


Аспирантский семинар «Актуальные проблемы литературоведения и методики преподавания литературы в высшей школе»

Филологический факультет / Новости филологического факультета

    21 мая прошел аспирантский семинар «Актуальные проблемы литературоведения и методики преподавания литературы в высшей школе», на котором собрались аспиранты разных годов и форм обучения и преподаватели кафедры литературы – Е.А. Худенко, В.И. Габдуллина, А.И. Куляпин. 
Первой с докладом «Поэтика нарратива в прозе Т. Толстой» выступила аспирант 3 года обучения Л.А. Вайкум. Во время обсуждения, в котором активно участвовали аспиранты 1 курса О.А. Чикалов и Н.М. Володина, выясняли, можно ли считать нарративную стратегию Толстой авторитарной, как проявляет себя авторский дискурс, какие коммуникативные уровни текста обнаруживаются в прозе Т. Толстой в процессе нарратологического анализа. 
    Доклад «Поэтика прозы Улицкой: потусторонность и пространственные модели» представила аспирант 2 курса Е.Т. Глазинская, рассказав, какое место потусторонность занимает в поэтике и картине мира Людмилы Улицкой, можно ли говорить о метафизическом реализме как творческом методе автора, какое культурное поле представлено в феномене потусторонности в произведениях Улицкой. 
   Последним с докладом выступил Д.Н. Дюсекенев с темой «Казахский текст» в русской литературе первой половины XX века». Обсуждение доклада было не менее бурным – выясняли, что такое «казахский текст», как связаны киргизские степи с «казахским текстом», зачем нужны имагология, компаративистика, колониальный дискурс и мифопоэтика для обоснования термина «казахский текст», и избавилась ли культура от ориентализма. 
   В заключении были подведены итоги заседания руководителем аспирантского семинара В.И. Габдуллиной и заведующей кафедрой литературы Е.А. Худенко, которые отметили научный рост выступивших аспирантов и плодотворность совместного обсуждения научных концепций и фрагментов кандидатских исследований. В планах аспирантов кафедры (состав которых в этом году вырос до 9 человек) создать группу ВКонтакте для общения и обмена научной информацией.


16 мая состоялась Литературная гостиная «Война, беда, мечта и юность», посвященная празднику Великой Победы 9 мая.

В композиции были использованы фронтовые письма и фотодокументы участников Великой Отечественной войны, фрагменты прозы и стихи русских и советских писателей, песни военных лет, фрагменты кинофильмов о войне.

Участвовали студенты 1-3 курсов филологического факультета.

Студенты, надев солдатскую форму, как-то подтянулись. Волновались, но играли свои роли хорошо. Задала тон Анна Николаева, открыв гостиную стихотворением о трудностях окопной жизни. Сменялись кадры презентации, сопровождаемые стихами: памятник детям, погибшим на войне, фото девушек-медсестер, снайперов и т.д., мальчишек, надевших шинели в неполные 18 лет…Песню "Темная ночь" под гитару Ани Фоминой девочки исполнили от всей души. 

Настоящей изюминкой стали фрагменты повести "А зори здесь тихие". Убедителен Васков (С. Сбитнев), разочарованный новым пополнением ("нашли непьющих"), раздосадованный висящими на веревке после стирки "женскими штучками", кающийся и считающийся себя виноватым в смерти пятерых девчат. Согрет теплом эпизод в бане ("Женька, ты русалка"), лиричны эпизоды доверительного общения Жени (М. Алешина) и Риты (Г. Сливина), рассказывающих свои истории. Когда компьютер дал сбой (оборвалась музыка и танцующие пары немного растерялись), зал, быстро отреагировав, подхватил "Тучи в голубом". А некоторые в зале подумали, что так и задумано - включить зрителей в происходящее на сцене. А заочники потом еще и благодарили за эти импровизационные моменты. И финальная "Память" Д. Самойлова...

Оля Лидер как организатор и режиссер в очередной раз блестяще справилась со своей ролью. 

Спасибо ребятам за память, за трепетное отношение к страницам нашей истории. 

P.S. 

Яна Изотова О мероприятии, посвященном Дню Победы, остались самые лучшие впечатления! Наши студенты вжились в роли людей военного поколения, прониклись их судьбами. У многих зрителей не раз на глазах появлялись слезы... Благодарю участников и Галину Петровну Козубовскую как неизменного творческого вдохновителя талантливых филологов!

Видео можно посмотреть по ссылке https://youtu.be/5JPs1tD1a_k