Размер: A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта


О Иване Кирилловиче Шалаеве

90 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ДОКТОРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРА, ЗАСЛУЖЕННОГО УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ РСФСР И. К. ШАЛАЕВА (1931-2013)

Шалаев Иван Кириллович - доктор педагогических наук, профессор, основатель научной школы мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ), организатор системы дополнительного профессионального образования руководящих кадров системы образования Алтайского края, эксперт в области управления образованием.

Родился 5 февраля 1931 г. в с. Маралиха Краснощековского района Алтайского края. В 1950 г. окончил Колыванскую среднюю школу в Змеиногорском районе (ныне село относится к Курьинскому району). Его профессиональный выбор состоялся во многом благодаря школьному учителю математики П. П. Татарчуку, который повлиял на формирование интереса ученика к увлекательной научной области. И. К. Шалаев поступил в Барнаульский государственный учительский институт на физико-математическое отделение, которое успешно окончил в 1952 г. и был назначен директором Верх-Слюдянской средней школы Усть-Калманского района. На тот момент ему был всего 21 год.

Ярко проявившиеся у Ивана Кирилловича способности к организаторской деятельности способствовали дальнейшему развитию его карьеры руководителя. В 1957 г. он возглавил районный отдел народного образования Усть-Калманского района. В 1961 г. на базе одной из школ района создал на общественных началах первый в СССР районный институт усовершенствования учителей и до 1964 г. совмещал должности директора школы и директора института. В этот период И. К. Шалаев активно занялся научно-исследовательской деятельностью в области решения практических задач управления школьным коллективом. В 1964 г. ему было присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР»; он стал первым педагогом в Усть-Калманском районе, получившим такой высокий профессиональный статус.

С 1965 по 1969 гг. И. К. Шалаев использовал опыт своей управленческой и научно-исследовательской деятельности в целях развития потенциала Первомайского района Алтайского края, создав уже на базе Первомайской средней школы районный институт усовершенствования учителей. В этот период он активно изучает проблему влияния механизма ситуации критической самооценки учителя на стимулирование деятельности педагогического коллектива школы. Эта тема в дальнейшем легла в основу его кандидатской диссертации.

Переехав в г. Барнаул, И.К. Шалаев с 1969 по 1976 гг. работает директором школы № 72, которая благодаря его усилиям становится школой-лабораторией городского отдела народного образования.

В 1980 г. Иван Кириллович защищает кандидатскую диссертацию в Ленинградском государственном университете (ЛГУ) по теме: «Стимулирование деятельности педагогического коллектива посредством создания ситуаций критической самооценки» на основе опытно-экспериментальной работы школы № 72 г. Барнаула и ряда других школ Алтайского края. По результатам защиты диссертации «ситуация критической самооценки» получила статус педагогического изобретения. С 1976 по 1980 гг. И. К. Шалаев работает на кафедре педагогики и психологии Алтайского государственного университета.

В сентябре 1980 г. Иван Кириллович приходит работать в Барнаульский государственный педагогический институт, которому он в дальнейшем отдал 33 года трудовой жизни. Он возглавляет кафедру психологии управления образованием факультета повышения квалификации директоров школ, и с тех пор его научно-исследовательская и педагогическая деятельность тесно связаны с системой дополнительного профессионального образования. Долгие годы он руководил группой экспертов по аттестации директоров школ Алтайского края на высшую категорию. И. К. Шалаев знал весь спектр управленческих проблем краевой системы образования, консультировал руководителей, совместно с ними искал научные подходы к решению сложных задач, повышающих эффективность управления человеческими ресурсами. Как результат, им была разработана уникальная авторская концепция МПЦУ. Тема «мотивации» в конце 1980-х гг. звучала актуально, инновационно, она была ключевым трендом управленческой науки, ее психологического направления.

В 1990 г. Иван Кириллович Шалаев защищает докторскую диссертацию в ЛГУ на тему: «Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы: сущность и эффективность». Разработанные им теория и технология МПЦУ активно используются исследователями в различных регионах России в качестве методологического знания, а предложенная Иваном Кирилловичем технология аттестации педагогических кадров широко внедряется не только в российских регионах (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и др.), но и за рубежом (Германия).

Самое активное участие принимает И. К. Шалаев в создании и последующей деятельности диссертационных советов: с 1992 г. он является председателем кандидатского, а с 1998 г. - докторского диссертационного совета при Барнаульском государственном педагогическом университете по специальности 13.00.01 - общая педагогика и 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. Его аспиранты и докторанты, как правило педагоги-практики, в своих исследованиях развивают методологический и технологический потенциал МПЦУ. Под научным руководством Ивана Кирилловича было подготовлено и защищено 12 докторских и 39 кандидатских диссертаций, что является бесспорным доказательством эффективного развития научной школы.

Значителен вклад И. К. Шалаева в развитие науки и совершенствование управления образованием. Им была создана и успешно реализована целевая специализированная программа «Совершенствование управления образованием в Алтайском крае в 1996-2000 годы». Поддерживая и развивая российско-германское сотрудничество и обеспечивая постоянное научное кураторство отделения модерации организаторов образования в российско-германском центре, И. К. Шалаев предложил интегративную педагогическую систему модерации, которая была внедрена в практику. Более 80% школ Алтайского края разработали Программы развития образовательных учреждений на основе технологии МПЦУ, из них лауреатами Президентской премии стала 61 школа.

Результаты научных исследований И.К. Шалаев отразил в многочисленных публикациях, значительную часть которых занимают монографии и учебные пособия, рекомендованные Министерством образования РФ для системы повышения квалификации руководителей школ.

Многолетний добросовестный труд профессора Ивана Кирилловича Шалаева был по достоинству оценен обществом, он награжден знаками: «Отличник народного просвещения» (1963), «Отличник просвещения СССР» (1986), «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» (2002), медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», медалью К. Д. Ушинского (2003), почетным знаком «3а активную работу в педагогическом обществе РСФСР» (1979). Иван Кириллович имеет почетные звания «Заслуженный учитель школы РСФСР» (1964), «Заслуженный деятель науки и образования» (2010); лауреат премии Алтайского края «За достижение в области науки и техники» (1999), награжден орденом «За заслуги перед Алтайским краем» (2007). Решением Президиума Российской академии естествознания присвоено почетное звание «Основатель научной школы» (2012).

Умер И. К. Шалаев 30 октября 2013 г. в г. Барнауле.

Л.А. Веретенникова