Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск по сайту

Демонстрационный экзамен

Демонстрационный экзамен

Инновационный проект «Демонстрационный экзамен в системе независимой оценки качества высшего образования»

Цель проекта: Совершенствование системы независимой оценки качества с использованием демонстрационного экзамена (далее – ДЭ) при проведении государственной итоговой аттестации  выпускников вуза.

Задачи проекта:

- формирование максимально объективной оценки качества подготовки обучающихся по результатам освоения образовательных программ;

- совершенствование процедуры государственной итоговой аттестации обучающихся по программам высшего образования;

- повышение мотивации обучающихся к успешному освоению образовательных программ;

- усиление взаимодействия образовательных организаций высшего образования с профильными предприятиями и организациями по вопросам подготовки кадров;

- использование результатов демонстрационного экзамена для определения качества работы профессорско-преподавательского состава ОО ВО.

Предмет проекта: Эффективность применения ДЭ при проведении государственной итоговой аттестации в образовательной организации высшего образования (далее – ОО ВО).

 

Значимость проекта для системы образования определяется возможностью использования результатов проекта для повышения уровня качества высшего образования, усиления практикоориентированой составляющей образовательных программ, укрепления связей образовательных организаций высшего образования с работодателями для профессиональных кадров  соответствующих профилей, определение уровня готовности выпускников к решению профессиональных задач.

 

Программа реализации проекта

 

Исходные теоретические положения:

1.   Освоение программ высшего образования завершается государственной итоговой аттестацией, направленной на оценку соответствия результатов освоения программ обучающимися требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее – ФГОС ВО). Особенностью стандартов высшего образования последнего поколения (ФГОС ВО 3++) является соотнесение результатов освоения программ обучающимися с требованиями соответствующих профессиональных стандартов и актуальными запросами рынка труда.

2. Качество подготовки профессиональных кадров определяется готовностью и  способностью  выпускников вузов выполнять профессиональные задачи в реальных производственных условиях.

3.   ДЭ – форма аттестационного испытания при проведении государственной итоговой аттестации  по программам высшего образования, которая предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения задач профессиональной деятельности и оценку подготовки выпускников с участием работодателей.

4.   ДЭ обеспечивает максимальную объективность оценки качества подготовки путем привлечения к оцениванию представителей от предприятий и организаций работодателей.

В деятельности организации инновационной площадки использовалась следующие методы:

- проектирования для организации и осуществления деятельности инновационной площадки;

- моделирования для обеспечения максимального соответствия реальным условиям осуществления профессиональной деятельности выпускников;

- анкетирование для сбора объективных данных о результативности проведенного эксперимента;

- анализа и обобщения для выработки корректирующих действий.

 Необходимые условия для деятельности инновационной площадки:

- кадровые: наличие рабочей группы квалифицированных специалистов, имеющих опыт профессиональной, научно-исследовательской и проектно-инновационной деятельности;

- материально-технические: наличие опытно-экспериментальной базы в образовательной организации высшего образования;

- финансовое обеспечение деятельности инновационной площадки, в т.ч. для программного обеспечения процедур ДЭ.

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов:

- включение деятельности инновационной площадки в план работы университета и отчеты о ее работе на заседаниях органов самоуправления университета;

- публикация результатов инновационной деятельности участниками площадки;

- привлечение к проведению эксперимента по организации и проведению ДЭ в рамках ГИА представителей работодателей;

 - учет мнений участников эксперимента;

- сопоставление результатов оценивания профессиональной готовности выпускников при моделировании условий профессиональной деятельности и отзывами работодателей о деятельности трудоустроившихся выпускников.

 Перечень научных и учебно-методических разработок:

1. Лазаренко И.Р., Волохов С.П. Профессионально-образовательное сопровождение целевого обучения педагогов с учетом потребностей системы образования Алтайского края [Электронный ресурс] / И.Р. Лазаренко, С.П. Волохов // Вестник Мининского университета. - 2017.  - № 3 (20).-  С. 3 – 12. (В перечне ВАК).

2.        Маланичева А.В. Государственная итоговая аттестация в системе непрерывного педагогического образования [Электронный ресурс] / А.В. Маланичева // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск, 2019. - №2. – С. 217 – 219 (В перечне ВАК).

3. Итоговая государственная аттестация студентов бакалавриата по направлению подготовки 45.03.02 «Лингвистика», профиль «Перевод и переводоведение» (английский язык), очная форма обучения [Электронный ресурс]: методические рекомендации / Алтайский государственный педагогический университет, Лингвистический инститту; сост.: Н.Н.Безрукова, И.Ю. Кочешкова. – Барнаул: АлтГПУ, 2015. – 36 с.

 Нормативное обоснование возможности реализации проекта:

Согласно п. 2 Ст. 95.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие независимую оценку качества подготовки обучающихся, устанавливают виды образования, группы обучающихся и (или) образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится независимая оценка качества подготовки обучающихся, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества подготовки. Кроме этого, законодатель  в п.3 Ст. 59,  указанного нормативного правового акта,  устанавливает право образовательных организаций самостоятельно определить порядок и форму государственной итоговой аттестации      устанавливаются образовательной организацией.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2015 г. № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» определяет, что государственный экзамен имеет решающее значение  для профессиональной  деятельности (п.11) и ВКР должна  демонстрировать  уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной  деятельности (п.12). Таким образом, приоритетной задачей итоговых испытаний выступает оценка готовности выпускника к выполнению профессиональных задач и ДЭ выступает в этой связи наиболее адекватной формой оценивания.

Внести в законодательство поправки о возможности использование в ГИА ДЭ с учетом специфики программ высшего образования.

 Обоснование устойчивости результатов проекта после его окончания в т.ч. ресурсного обеспечения:

Устойчивость результатов проекта характеризуется:

- актуальностью проекта, основанной на усилении практикоориентированной составляющей образовательного процесса, повышении уровня объективизации процедуры оценивания результатов обучения и развитии взаимодействия с потенциальными работодателя выпускников педагогических вузов;

- потребностью в высококвалифицированных педагогических кадров;

- востребованностью опыта повышения качества образовательного процесса за счет постоянного совершенствования системы методического обеспечения образовательного процесса и повышение эффективности его использования путем внедрения современных образовательных технологий;

- возможностью распространения опыта ДЭ на образовательные организации, реализующие программы высшего образования.

 

Решение органа самоуправление университета на участие в реализации проекта

Протокол заседания Ученого совета Алтайского государственного педагогического университета от 23.09.2019 №1.

 

Text here....