Инновационный проект «Демонстрационный экзамен в системе независимой оценки качества высшего образования»
Цель проекта: Совершенствование системы независимой оценки качества с использованием демонстрационного экзамена (далее – ДЭ) при проведении государственной итоговой аттестации выпускников вуза.
Задачи проекта:
- формирование максимально объективной оценки качества подготовки обучающихся по результатам освоения образовательных программ;
- совершенствование процедуры государственной итоговой аттестации обучающихся по программам высшего образования;
- повышение мотивации обучающихся к успешному освоению образовательных программ;
- усиление взаимодействия образовательных организаций высшего образования с профильными предприятиями и организациями по вопросам подготовки кадров;
- использование результатов демонстрационного экзамена для определения качества работы профессорско-преподавательского состава ОО ВО.
Предмет проекта: Эффективность применения ДЭ при проведении государственной итоговой аттестации в образовательной организации высшего образования (далее – ОО ВО).
Значимость проекта для системы образования определяется возможностью использования результатов проекта для повышения уровня качества высшего образования, усиления практикоориентированой составляющей образовательных программ, укрепления связей образовательных организаций высшего образования с работодателями для профессиональных кадров соответствующих профилей, определение уровня готовности выпускников к решению профессиональных задач.
Программа реализации проекта
Исходные теоретические положения:
1. Освоение программ высшего образования завершается государственной итоговой аттестацией, направленной на оценку соответствия результатов освоения программ обучающимися требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее – ФГОС ВО). Особенностью стандартов высшего образования последнего поколения (ФГОС ВО 3++) является соотнесение результатов освоения программ обучающимися с требованиями соответствующих профессиональных стандартов и актуальными запросами рынка труда.
2. Качество подготовки профессиональных кадров определяется готовностью и способностью выпускников вузов выполнять профессиональные задачи в реальных производственных условиях.
3. ДЭ – форма аттестационного испытания при проведении государственной итоговой аттестации по программам высшего образования, которая предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения задач профессиональной деятельности и оценку подготовки выпускников с участием работодателей.
В деятельности организации инновационной площадки использовалась следующие методы:
- проектирования для организации и осуществления деятельности инновационной площадки;
- моделирования для обеспечения максимального соответствия реальным условиям осуществления профессиональной деятельности выпускников;
- анкетирование для сбора объективных данных о результативности проведенного эксперимента;
- анализа и обобщения для выработки корректирующих действий.
Необходимые условия для деятельности инновационной площадки:
- кадровые: наличие рабочей группы квалифицированных специалистов, имеющих опыт профессиональной, научно-исследовательской и проектно-инновационной деятельности;
- материально-технические: наличие опытно-экспериментальной базы в образовательной организации высшего образования;
- финансовое обеспечение деятельности инновационной площадки, в т.ч. для программного обеспечения процедур ДЭ.
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов:
- включение деятельности инновационной площадки в план работы университета и отчеты о ее работе на заседаниях органов самоуправления университета;
- публикация результатов инновационной деятельности участниками площадки;
- привлечение к проведению эксперимента по организации и проведению ДЭ в рамках ГИА представителей работодателей;
- учет мнений участников эксперимента;
- сопоставление результатов оценивания профессиональной готовности выпускников при моделировании условий профессиональной деятельности и отзывами работодателей о деятельности трудоустроившихся выпускников.
Перечень научных и учебно-методических разработок:
1. Лазаренко И.Р., Волохов С.П. Профессионально-образовательное сопровождение целевого обучения педагогов с учетом потребностей системы образования Алтайского края [Электронный ресурс] / И.Р. Лазаренко, С.П. Волохов // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 3 (20).- С. 3 – 12. (В перечне ВАК).
2. Маланичева А.В. Государственная итоговая аттестация в системе непрерывного педагогического образования [Электронный ресурс] / А.В. Маланичева // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск, 2019. - №2. – С. 217 – 219 (В перечне ВАК).
3. Итоговая государственная аттестация студентов бакалавриата по направлению подготовки 45.03.02 «Лингвистика», профиль «Перевод и переводоведение» (английский язык), очная форма обучения [Электронный ресурс]: методические рекомендации / Алтайский государственный педагогический университет, Лингвистический инститту; сост.: Н.Н.Безрукова, И.Ю. Кочешкова. – Барнаул: АлтГПУ, 2015. – 36 с.
Нормативное обоснование возможности реализации проекта:
Согласно п. 2 Ст. 95.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие независимую оценку качества подготовки обучающихся, устанавливают виды образования, группы обучающихся и (или) образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится независимая оценка качества подготовки обучающихся, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества подготовки. Кроме этого, законодатель в п.3 Ст. 59, указанного нормативного правового акта, устанавливает право образовательных организаций самостоятельно определить порядок и форму государственной итоговой аттестации устанавливаются образовательной организацией.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2015 г. № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» определяет, что государственный экзамен имеет решающее значение для профессиональной деятельности (п.11) и ВКР должна демонстрировать уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности (п.12). Таким образом, приоритетной задачей итоговых испытаний выступает оценка готовности выпускника к выполнению профессиональных задач и ДЭ выступает в этой связи наиболее адекватной формой оценивания.
Внести в законодательство поправки о возможности использование в ГИА ДЭ с учетом специфики программ высшего образования.
Обоснование устойчивости результатов проекта после его окончания в т.ч. ресурсного обеспечения:
Устойчивость результатов проекта характеризуется:
- актуальностью проекта, основанной на усилении практикоориентированной составляющей образовательного процесса, повышении уровня объективизации процедуры оценивания результатов обучения и развитии взаимодействия с потенциальными работодателя выпускников педагогических вузов;
- потребностью в высококвалифицированных педагогических кадров;
- востребованностью опыта повышения качества образовательного процесса за счет постоянного совершенствования системы методического обеспечения образовательного процесса и повышение эффективности его использования путем внедрения современных образовательных технологий;
- возможностью распространения опыта ДЭ на образовательные организации, реализующие программы высшего образования.
Решение органа самоуправление университета на участие в реализации проекта
Протокол заседания Ученого совета Алтайского государственного педагогического университета от 23.09.2019 №1.